будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Страна
Нуреев Булат

3-4% - это исторически сложившаяся нормальная фальсификация

Прогноз результатов выборов, описание специфики дня голосования и технологий фальсификации от одного из старейших исследователей политического движения в нашей стране, директора исследовательского центра «Панорама» Владимира Прибыловcкого.

Вы можете дать прогноз результатов выборов в Государственную Думу?

Я бы разделил прогноз на 2 части: сколько голосов на самом деле возьмут партии и сколько им запишут. Я думаю, что коммунисты получат не менее 33%, но запишут им никак не больше 30%. «Единая Россия» получит максимум 30%, но запишут на 2% больше, чем коммунистам. Что касается ЛДПР, то здесь подсчет будет более или менее честный, их результат составит около 8%. Что касается СПС и Яблока, то я бы прогнозировал 5-6% у СПС и 6-7% у Яблока, но это в том случае, если не будет политического решения кого-нибудь из них в Думу не пустить. В принципе, чтобы сохранить лицо перед Бушем, Шираком и Шредером, хватит и одной демократической партии. Под вопросом попадание в Думы и блока «Родина», который все же имеет шанс преодолеть пятипроцентный барьер.

За счет удачно проведенной компании или благодаря использованию административного ресурса?


За счет кампании. А если они наберут 4-4,5%, то я думаю, что оставшееся им накинут.

А если Кремль будет выбирать между «Яблоком» и СПС, то кого оставят в Думе?


В этом году это не очень предсказуемо. Раньше все время обкрадывали «Яблоко». А в этот раз у Чубайса есть свои враги, но если этот вопрос будет решать президент, то СПС останется, так как Чубайс немного позлил президента и власть, но потом вернулся в своим прежним позициям.

А в силу чего у Вас такой высокий прогноз для КПРФ – 33%, он достаточно редкий для рейтингов?


Когда разговор заходит о рейтингах, у нас забывают, что погрешность таких опросов 3,5%, т.е. когда пишут 29%, то это означает или 25,5% или 32,5% – и это нормальная законная погрешность. К тому же, особенность коммунистического избирателя состоит в том, что он не отвечает честно на вопросы социологов. Он считает, что это игры власти, в которых ему участвовать ни к чему. Поэтому оппозиционный избиратель ловится на опросах хуже, чем какой-либо другой. А так как половина населения живет за чертой бедности, то число коммунистических избирателей не уменьшается. Может быть, «Родина» что-то и отнимет у КПРФ, хотя она, скорее всего, отнимает у «Единой России» и «Яблока».

Откуда такая оценка, что у каждой партии могут отнять или приписать 3%. Почему именно 3?


Именно потому, что 3% – это примерная социологическая погрешность. Все-таки результаты выборов не должны сильно расходиться с результатами последнего социологического опроса. Если расхождение 10%, то или купленные социологи врут, или выборы очевидно фальсифицированы. 3-4% – это уже исторически сложившаяся в России нормальная фальсификация. Именно на 3-4% завысили в 2000 году результат Путина на президентских выборах, чтобы он выиграл в первом туре. 3-4% – не предел административного ресурса, а просто осторожность и ориентация на социологию. Хотя в этом году могут добавить и больше.

Как устроен административный ресурс в регионах, возможна ли там конкуренция за него и покупка или договор по использованию его другими, не «властными», партиями?


Действительно, в прежние выборы некоторые коммунистические губернаторы использовали свой ресурс не в пользу партии власти, но сейчас их осталось мало, все они тоже «выстроены» и боятся рассердить Кремль, поэтому я думаю, что никто из них не решится играть в пользу оппозиции. При Ельцине часто бывало, что фальсификации производились в обе стороны, и результат получался более или менее верный. А с 1999 года все уже выстроено в одну сторону.

Сейчас идет борьба за административный ресурс между конкретными кандидатами в мажоритарных округах: например, один кандидат от «Единой России», а другой от «Народной партии». Губернатор поддерживает одного, вице-губернатор – другого, и вокруг этого выстраивается административная интрига.

А в национальных республиках в этот раз будет своя электоральная специфика?


Дагестан и Башкирия всегда дают цифры, нужные Кремлю. Это одна из причин, почему Рахимова не снимают с выборов, хотя у него с Кремлем существуют проблемы. Наибольший уровень фальсификаций приходится как раз на Башкирию, Дагестан, Калмыкию, Саратовскую область и отчасти Татарстан. В Татарстане, правда, все сложнее – у Шаймиева своя политика: он всегда что-нибудь дает и другим партиям, никогда никого не грабит полностью. Как видите, из этих проблемных регионов только Саратовская область не является национальной республикой.

Правильно ли я понял Ваш прогноз на итоги выборов в Башкирии, что выиграть там дадут Рахимову?


Там идет борьба административных ресурсов. Местная власть полностью контролируется Рахимовым, но ему в этот раз не дали поснимать неугодных кандидатов – реализовать привычную башкирскую избирательную технологию. Это оттуда она распространилась по всей стране. Ему этого не дали сделать из Москвы, поэтому там появились Веремеенко и Аринин. Однако поверить, что в Башкирии будут честные выборы, трудно. Сейчас там в избирательных комиссиях сидят и пытаются угадать: а за кого Кремль и как себя вести? Идет борьба за пост главы республики, но всем известно, что «Единая Россия» должна получить большинство, думаю, что процентов 60% ей запишут.

Как вы оцениваете, то, что ЦИК не дал снять Веремеенко – это было нацелено на проигрыш Рахимова или являлось способом установить с ним предмет торга?


Я думаю, что Вешняков просто получает противоречивые указания из Кремля. Волошин всегда был за Рахимова, а чекисты – против. В таких условиях ЦИК повел себя демократично – дал чекистам поучаствовать в выборах.

А можно ли здесь провести параллель с другими губернаторскими выборами, которые пройдут 7 декабря?


В остальных регионах ничего яркого не происходит. Может быть, еще немного интересен Смоленск, где борются две группировки местной элиты, обе лояльные Кремлю. Но там на кону ничего особенного не стоит – в отличие от Башкирии, где огромный кусок нефти и где ситуация не до конца предсказуема: административный ресурс расколот, есть недовольство русского и татарского населения. Козыри Веремеенко: во-первых, он славянин, русское население должно к нему склоняться, во-вторых, он пользуется поддержкой одной из кремлевских группировок. За Сафиным то, что он записан в паспорте как башкир, но на самом деле он татарин, и дочка у него популярная, т.е. татары вполне могут проголосовать за него. Аринину симпатизируют как русские, так и татары. При этом местный административный ресурс по-прежнему в руках Рахимова. Целых 4 кандидата с шансами.

Возвращаясь к федеральным выборам, можно ли предугадать на каком этапе голосования будет производиться подтасовка?


Существует несколько технологий фальсификаций на разных уровнях. На уровне участковых избирательных комиссий (УИК), например, возможен вариант с дополнительной урной, уже заполненной бюллетенями. Обычно наблюдатели редко догадываются пересчитать урны. В момент, когда сваливаются в кучу бюллетени из урн, одна урна оказывается подставной. Для этого нужно, чтобы был один сознательный фальсификатор, желательно –руководитель комиссии.

А риск этой технологии состоит в том, что количество подсчитанных бюллетеней может превысить количество бюллетеней, выданных для голосования на участке?


Так часто и бывает. Чтобы этого не произошло, в доме, например, вместо 60 квартир указывается 360. Так что если вы заметили, что по списку в вашем доме появились лишние этажи или квартиры, значит где-то неподалеку стоит дополнительная урна. Еще один способ – урна, с которой ездят по домам, чтобы могли проголосовать больные и старики – те, кто не в состоянии прийти на участок. В такую урну можно вбросить любое количество бюллетеней. Иногда по просьбам наблюдателей бюллетени из таких урн подсчитываются отдельно, и обычно результаты между выносными урнами и стационарными расходятся сильно. Плюс к этому можно заранее зарядить существующие урны уже заполненными бюллетенями или забросить их потом. Это все на уровне участковых избирательных комиссий.

Следующий вариант, который популярен как раз в Башкирии, Татарстане, Саратовской области, – когда суммируемые в окружной избирательной комиссии (ОИК) результаты, то есть итог, не равны сумме слагаемых – данных участковых комиссий. На этих выборах обещали все результаты опубликовать с разбивкой по участкам, раньше же этого никогда не делалось. На президентских выборах в 2000 году огромное количество копий протоколов из ОИК, которые взяли коммунистические и «яблочные» наблюдатели в Дагестане и Саратове расходились с данными, официально опубликованными по этим участкам. Просто заменили некоторые цифры, и все. Копии же протоколов – они всегда дефектные, так как сделаны от руки уставшим сонным наблюдателем, который какой-нибудь необходимый пункт не заполнил. А потом выясняется, что коммунисты получили в 4 раза меньше голосов, чем было первоначально подсчитано, они идут в суд, а им говорят: «А у вас протокол фальшивый! У него нет судебной перспективы».

Вот почему при принятии закона о выборах не прошел пункт об обязательной установке на участках копировальных аппаратов: сказали, будто дорого, но на самом деле это просто усложнило бы фальсификацию.

Мы прошли уровень участковой и территориальной комиссии, а дальше?..


Есть расхождения списков избирателей. В прошлый электоральный цикл разница в их количестве между парламентскими и президентскими выборами (1999 и 2000 г.) составила больше миллиона человек. И понятно, за кого они «проголосовали». А сейчас, после переписи населения, ходит такой слух (не знаю, просочился ли он в СМИ), что приписали 2 млн. «мертвых душ».

И это в основном люди, имеющие право голосовать, а не дети. У административного ресурса есть, таким образом, 2 млн. голосов.

Но в день голосования все происходит на уровнях участковых и окружных комиссий, на федеральном уровне фальсификации уже нет. Фальсификация – внизу, и делается это, как правило, там, где все контролируется сверху донизу: Башкирия, Татария, Калмыкия. Там многие наблюдатели даже не берут копии протоколов, потому что боятся. И если, скажем, в Москве, где люди более независимые, может сидеть один человек в избирательной комиссии и мухлевать скрытно от всех остальных, то в Башкирии это могут делать все члены избирательной комиссии одновременно.

Тогда должна быть какая-то интрига, связанная с назначением членов избирательных комиссий, еще до выборов?


Идет борьба за членов комиссий. Коммунисты, традиционно сильные в регионах, проводят туда своих представителей. А вот «Яблоко» и СПС часто лишаются права делегировать своих представителей в окружные комиссии, а на участковые их просто не хватает.

Правильно ли я понимаю, что у либеральных партий нет ресурса противостоять действиям администрации?


Да. Правда, в больших городах есть больше возможностей для контроля с помощью наблюдателей.

Если мобилизовать усилия либералов и коммунистов, сколько процентов они могут не дать вбросить?


Не знаю, такого опыта не было. По выборам 1999 года больше всего копий протоколов забрали коммунисты и «яблочники», но никакой кооперации между ними не было. И у тех, и у других протоколы брала газета The Moscow Times. Но объединения усилий, к сожалению, не происходит, каждая партия считает за себя.

А в чем состоит главная интрига этих выборов?


Я бы сказал, что их три. Будет ли у «Единой России» мест в Думе больше, чем у коммунистов. Будет ли у пропрезидентского пула в Думе 300 мест – квалифицированное большинство, которое дает возможность изменять Конституцию (в частности, отменить запрет на третий срок президенту). И третья интрига: останутся ли обе демократические партии в Думе.

Нуреев Булат
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).