Кириенко совершил первый активный предвыборный шаг
Завтра столичная Дума рассмотрит вопрос о переносе мэрских выборов на декабрь, и, можно не сомневаться, выборы эти перенесет. Таким образом получает окончательное оформление война, которую бывший премьер-министр Кириенко объявил московскому мэру Лужкову, сообщив, что в случае переноса выборов он выставит свою кандидатуру, и у него имеется ряд вопросов к московской системе управления и к мэру Москвы Лужкову лично. Объявление войны было совершено в стиле истинно романтическом, весьма напоминающем вызов на дуэль, что, возможно, отдает некоторой старомодностью, однако эстетически привлекательно: все же бывший премьер-министр Кириенко впервые со дня своей отставки совершил шаг, подразумевающий невозможность возвращения на исходные позиции, по крайней мере в грядущих избирательных кампаниях. Раньше, месяца два назад, на вопрос об отношениях с Лужковым Кириенко произносил выученную тираду о том, что «кто не против нас - тот с нами», каковой принцип, по мнению Кириенко, единственно мог спасти Россию в эпоху многочисленных усобиц и незрелой демократии. Не располагая фактическими свидетельствами на сей счет, можно все же предположить, что московский мэр не разделил спасительную идею, и взаимосотрудничество по федеральным одномандатным округам между «Отечеством» и «Новой силой», не говоря уж о едином списке, откладывается до лучших времен.
Практически одновременно войну Лужкову объявило «Правое дело». Неделю назад лидер «ПД» Немцов пообещал москвичам нескучные выборы в столице, заявив, что жителям столицы с помощью «ПД» выбор «между бюрократией и бюрократией» будет заменен на выбор «между бюрократией и свободой». (Надо отдать Немцову и другим лидерам «ПД» должное v в отличие от Кириенко они всегда, уж точно с момента основания коалиции, были предельно искренни и последовательны в своем отношении к столичному начальнику, а Немцов наименее стеснялся в выражениях.) Сегодня появилась информация о том, что от «Правого дела» на выборы мэра может быть выставлен Егор Гайдар. По нашим данным, решение еще окончательно не принято, однако в движениях «ПД» наличествует явный смысл, даже несмотря на кажущуюся несуразицу v зачем Гайдару и Кириенко отнимать друг у друга голоса в и без того непростой борьбе с популярным Лужковым?
Фраза Кириенко о том, что он выставит свою кандидатуру только в случае совмещения мэрских выборов с парламентскими, является ключевой v в противном случае участвовать в них ему нет смысла. И он, и Лужков, и, надо думать, Гайдар с «ПД» прекрасно отдают себе отчет в том, что у конкурентов Лужкова на мэрских выборов шансов нет, и результаты для них могут оказаться весьма удручающими v противник Лужкова точно запишет себе очередное поражение в политической борьбе. Рейтинг Лужкова в Москве подобен гранитному утесу, который не потревожит не то что дефолт 17 августа и резкое сокращение в размерах столичного миддл-класса (Лужков с августовским кризисом никак не ассоциируется), но и дефолт собственно столичный. Однако в случае совмещения выборов истина проста и банальна - избиратели Кириенко, те, которые будут выбирать его в парламент, еще не будут осведомлены о том, что их кандидат уступил Лужкову с каким-нибудь неприятным счетом. При этом Кириенко получает не только дополнительную трибуну и информационный повод для постоянного присутствия на телевидении и в газетах, но и реальную платформу для выборов в парламент, которой вместо совершенно никому не нужных общих фраз о «новых кадрах» и «самостоятельном сословии» становится критика мэра, для избирателя дело ощутимое и не пустое. На нелюбви к Лужкову в регионах можно заработать больше очков, чем на «самостоятельном сословии». Поскольку понятно, что речь идет о парламентских выборах и заделе президентской кампании, недавнюю фразу Кириенко в интервью «Независимой» (через запятую после объявления войны), что среди союзников на выборах в Думу он видит в том числе и «Отечество», приходится рассматривать либо как оговорку, либо как атавизм.
Понятна и ситуация с Гайдаром. В «Правом деле» уже сформирована первая тройка федерального списка, без его участия, при этом Гайдар, как дали понять в «ПД», может занять первую позицию в московском выборном списке «ПД». То есть москвичи, голосуя за Немцова-Федорова-Хакамаду, в отличие от всех остальных, будут одновременно голосовать и за Гайдара. Таким образом «ПД» полностью отдает столицу на откуп своему главному идеологическому лидеру, жест равно закономерный и ответственный, однако же не лишенный и идеи вполне практической v все же в Москве больше сторонников ДВР, чем где-либо еще.
Собственно, в случае с Кириенко мы пока имеем как раз то, что Немцов называет «никуда не денется». Поначалу полный собственных амбиций и идей о «самостоятельном сословии» бывший премьер-министр теперь вынужден выслушивать оскорбительные слова столичного мэра о том, что ему, мол, еще следует дорасти до московских проблем (ему, экс-премьер-министру!) и прилюдно отдавать дань уважения «Правому делу», которое не стесняется отстаивать непопулярные либеральные ценности. Впрочем, отсутствие четкости в отношении к либералам иногда рождает у Кириенко странные пассажи, в которых можно заметить явные внутренние противоречия:
"Почему, кстати, "Новая сила" не вошла в коалицию "Правое дело"?
- У нас есть одно ключевое различие. То, что "ПД" в условиях непопулярности либеральных идей продолжает на них стоять, - важно и вызывает уважение. Но на этом нельзя останавливаться. Нельзя строить избирательную кампанию на одних противопоставлениях коммунистам. Это удобная, но неправильная позиция. На протесте легко выбираться, но трудно что-то реализовывать."
("Независимая газета" от 4 июня)
И обрушившиеся сейчас на Кириенко обвинения в тайном сговоре с Кремлем (есть он на самом деле или нет, конечно же, не так важно, как то, что жизнь заставила), и, как следствие, растущее ощущение о недостаточной политической и идеологической его независимости, чем, собственно, Кириенко единственно и мог козырять в эпоху своего премьерства и сразу после, суть очевидные последствия его тактики последних месяцев, подразумевающей явное желание многое успеть сделать. От этой тактики теперь Кириенко вынужден отказываться в муках, с ущербом для собственного самолюбия и, не исключено, большим ущербом для имиджа. Не рассчитывая заканчивать карьеру в 2000 году, Кириенко, возможно, выигрывает незначительные крохи прямо сейчас, и то не факт, но уж точно рискует большими потерями в будущем. Сам виноват.
(Миша Фишман)