Абрамович и "Сибнефть"
АООТ «Сибирская нефтяная компания» было создано постановлением Правительства РФ N972 от 29.09.95, принятым в соответствии с Указом Президента РФ N872 от 24.08.95. Главные учредители - АО "Ноябрьскнефтегаз" и Омского НПЗ. Президентом компании был утвержден генеральный директор АО "Ноябрьскнефтегаз" Виктор Городилов, он же возглавил совет директоров, в состав которого вошли также представители Минтопэнерго, Госкомимущества и Антимонопольного комитета, органов управления Омской и Тюменской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. После Городилова президентом был Андрей Блох, затем обязанности президента исполнял Евгений Швидлер.
По мнению экспертов, "Сибнефть" возникла неожиданно, в обход утвержденной Виктором Черномырдиным структуры нефтяной отрасли. Осведомленные лица называли Бориса БЕРЕЗОВСКОГО (тогда - гендиректора "ЛогоВАЗА"), а также Петра ЯНЧЕВА (директора "Балкар-Трейдинг"), как возможных лиц, принесших президенту документы по созданию компании. Утверждают также, что в создании "Сибнефти" принял участие московский нефтетрейдер Роман Абрамович, а его компаньонами были Борис Березовский и Александр Смоленский. Роли, скорее всего, были распределены так: Абрамович принимал участие в стратегическом планировании деятельности компании, Березовский отстаивал ее интересы во властных структурах, а Смоленский - в финансовых (в том числе иностранных). А 90% акций компании были разделены между этими людьми на паритетных условиях". Официально директор московского представительства "Сибнефти" Роман Абрамович и руководитель "ЛОГОВАЗа" Борис Березовский были избраны в Совет директоров «Сибнефти» в сентябре 1996 года на первом общем собрании акционеров.
На момент регистрации уставный капитал компании был распределен следующим образом: 51% - на три года закреплен в федеральной собственности, 5% - в управлении администрации Ямало-Ненецкого АО, 5% - в управлении администрации Омской области, 5% - в управлении администрации Тюменской области. Остальной пакет был распределен среди мелких держателей.
28 декабря 1995 года состоялся залоговый аукцион по всему государственному пакету (51%) акций "Сибнефти" (стартовая цена лота - 100 млн. долларов). Победителем был признан тандем «Нефтяная финансовая компания» - "Столичный банк сбережений", предложивший правительству 100 млн. 300 тыс. долларов. Другие претенденты, "Самеко" и "Инкомбанк", были не допущены к участию в конкурсе по формальным причинам. Их предложения составляли 177 и 175 млн. долларов. По данным газеты Business-MN, дочерние предприятия АО "Сибнефть" "Ноябрьскнефтегаз" и Омский нефтеперерабатывающий завод перечислили на свои счета в Столичном банке сбережений 65 и 35 млн. долларов соответственно, которые и были использованы в залоговом аукционе. Таким образом, "Сибнефть", по сути, само выкупило свои же акции.
Весной 1996 года появилась неофициальная информация о том, что Березовский активно "протаскивает" Абрамовича на пост председателя правления РАО "ЕЭС Poccии". По некоторым сведениям, Роман Абрамович в узком кругу грозил «посадить» Чубайса. Источники в РАО тогда утверждали, что за совладельца "Сибнефти" был готов замолвить словечко и глава президентской администрации Валентин Юмашев, поддерживающий с Абрамовичем тесные дружеские отношения. Однако назначение Абрамовича в РАО"ЕЭС" не состоялось.
20 сентября 1996 года закончился инвестиционный конкурс на приобретение 19% акций "Сибнефти" (первый лот из 34% пакета). В нем участвовали две компании -- ЗАО "Фирма "Синс" (победившая в аукционе) и ЗАО "Фирма "СТЭНС". Говорить о конкуренции между участниками конкурса не приходится: по данным "Коммерсанта", "Синс" учреждена двумя компаниями, принадлежащими Березовскому и Абрамовичу (ЗАО "Бранко" и ЗАО "ПК-Траст"). А "СТЭНС" -- двумя компаниями все того же Романа Абрамовича. Абрамович является также единоличным учредителем АОЗТ "Петролтранс" (создано в 1992 году), где он познакомился с Адреем Блохом, который впоследствии был президентом «Сибнефти».
28 октября 1996 года были подведены итоги инвестиционного конкурса по продаже 15% "Сибнефти". Победителем стала российская компания "Рифайн Ойл". Ее учредители -- с равными долями ЗАО "Сервет" (учреждено Романом Абрамовичем) и ЗАО "Ойл Импекс" (также учреждено Романом Абрамовичем).
В апреле 1997 года госпакет акций, находившийся в залоге у "Нефтяной финансовой компании" и банка "СБС-Агро" (бывший Столичный банк сбережений) был выставлен залогодержателем на аукцион.
11 мая 1997 г. победителем коммерческого конкурса по продаже контрольного пакета акций "Сибнефти" стала "Финансовая нефтяная компания". Результаты конкурса стали причиной громкого скандала: ОНЭКСИМбанк выдвинул претензии к банку "СБС-Агро", обвинив его в отстранении от участия в инвесткокурсе своей компании "КМ-инвест". В конце декабря 1997 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск ЗАО "КМ Инвест" к ЗАО "Нефтяная финансовая компания" о признании недействительнымИ итогов коммерческого конкурса по "Сибнефти". Арест, ранее наложенный на 51% акций ОАО "Сибнефть", был снят.
Тогда же, в мае 1997 года, "Сибнефть приступила к самостоятельному экспорту своей нефти за рубеж, отказавшись от услуг нефтетрейдера "КомиТЭК-Москва"(КТМ). По некоторым сведениям, председатель совета директоров и совладелец нефтяной компании "КомиТЭК" Березкин был тесно связан с Абрамовичем. В 1996-1997 годах торговая фирма "КомиТЭК-Москва" вместе с компанией Абрамовича "Руником" экспортировала сырье "Сибнефти". Впоследствии Березкин и Абрамович с помощью Национального резервного банка (банк принадлежит "Газпрому") получили контроль над "КомиТЭКом.
В мае 1998 года из-за несогласия Абрамовича с условиями слияния сорвалась сделка между «Сибнефтью» и «Юкосом».
Абрамович и власть
Первая удачная попытка Абрамовича влиять на формирование правительства относится к марту прошлого года. Тогда ему удалось настоять на том, чтобы Евгений Адамов был назначен на пост министра атомной энергетики, а через счета этого министерства ежегодно проходят миллиарды долларов. Но заговорили об Абрамовиче в конце 1998 года, когда Александр Коржаков назвал его «кассиром» семьи Ельцина. Борис Березовский тогда заявил в интервью «Коммерсанту», что «слухи об Абрамовиче не имеют под собой абсолютно никакого основания. Он, как и еще несколько сотен других людей, просто хорошо знаком с Юмашевым и Дьяченко».
В последние недели на первый план вышла самая интригующая «ипостась» Абрамовича -- создатель нового правительства. Основным ставленником Абрамовича считается Николай Аксененко. Как пишет «КоммерсантЪ», «Абрамович утверждал, что Степашин и Задорнов еще хуже, чем Примаков». По данным газеты "Время", Абрамович составил также протекцию Калюжному. «Людьми Абрамовича» называют и некоторых других. Но главная отличительная черта Романа Абрамовича v это его таинственность. Михаил Задорнов в интервью «Известиям» признался, что ни разу в жизни его не видел.
Развенчание мифа
Газета «Коммерсант» опубликовала 3 июня статью, в в которой описывается история появления олигарха Абрамовича и предсказывается скорый конец его карьеры. Приводим краткий пересказ статьи.
Роману Абрамовичу 33 года, он женат. Никогда не стремился к широкой известности. С начала 90-х годов занимался таким опасным делом, как торговля нефтью. По своей никому неизвестности оказался подходящей кандидатурой на роль кассира президентской семьи. Когда Коржаков "засветил" Абрамовича, заявив, что тот оплачивает крупные счета Татьяны Дьяченко, эта информация особого ажиотажа не вызвала. Тем примечательнее эффект от нынешней кампании. Усилиями СМИ малопроверенная информация о том, что Абрамович (со счета своей фирмы Runicom) оплатил покупку для Дьяченко дома в ФРГ и двух яхт с романтичными названиями Stream и Sophie Choices, в считанные дни превратилась в общественном сознании в достоверный факт.
Роман Абрамович, несомненно, чрезвычайно влиятельная фигура. Он окончил Московский институт нефти и газа им. Губкина. Первые деньги сделал на мелкой торговле и вулканизации шин. Самая известная операция Абрамовича тех времен -- контракт на поставку 55 цистерн с дизельным топливом в Москву. Однако денег за солярку ее производитель, Ухтинский НПЗ (Республика Коми), не получил. Прокуратора возбудила против Абрамовича дело, но почему-то отправила его в Ухту, где оно без движения лежит по сей день. Связи в Коми и Омской области стали важным козырем Абрамовича на переговорах с Березовским о сотрудничестве. Возглавив российское отделение швейцарской фирмы Runicom S. A., Абрамович стал одним из крупнейших трейдеров продукции Омского НПЗ.
К 1994 году относится знакомство Абрамовича с Березовским и Коржаковым. Березовский в 1995 году пробил президентский указ о выделении из "Роснефти" компании "Сибнефть", а опытный нефтяник Абрамович подсказал, какие именно предприятия следует выделить из "Роснефти" -- "Ноябрьскнефтегаз" и Омский НПЗ. А своего однокурсника Евгения Швидлера предложил поставить во главе компании.
До кризиса Березовский был гораздо более крупным и влиятельным бизнесменом. И если Абрамович что-то и оплачивал «семье», то скорее исполняя финансовые поручения Березовского. Сфера влияния самого Абрамовича ограничивалась нефтяным сектором. Но после кризиса на Березовского началась мощная атака. А Абрамовича никто не трогал. Более того, "Сибнефть" как экспортер выиграла от девальвации, а потом и мировые цены на нефть стали расти. Березовский из Парижа ничем помочь "Сибнефти" не мог, но продолжал, говорят, присылать счета. Тогда Абрамович решил, что он стал номером один.
Формирование нового правительства стало проверкой сил «партнеров». Абрамовичу удалось ввести в кабинет Степашина даже больше своих людей, чем Березовскому. И теперь ему предстоит война со всеми теми, кому ничего не досталось (Чубайсом, Лужковым, Гусинским). А тот, кто борется со всеми, обречен. И если разговоры о том, что Абрамович манипулирует «семьей», дойдут до Ельцина, карьера этого олигарха скоро закончится, пишет "Коммерсант".