будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
законотворчество
Май 13, 2025
Страна
Карпюк Илья

Административных дел мастера

В Государственную Думу внесен проект новой редакции общей части Кодекса об административных правонарушениях. Несмотря на то, что документ внесен не правительством, а тремя депутатами, в прохождении инициативы мало кто сомневается.

В предложенном варианте общей части КоАП предусмотрены специальные наказания для индивидуальных предпринимателей, новые виды ответственности, такие как обязательные работы по основному месту занятости, а также своего рода высшая мера наказания для юридических лиц — ликвидация.

В российском праве исторически выделяется два основных вида ответственности — административная и уголовная, которые накладываются соответственно за правонарушения и преступления. Считается, что административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, однако четкой границы на самом деле не существует: например за хищение или нарушение авторских прав предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в зависимости от степени причиненного вреда и некоторых других обстоятельств.

 

Кодекс об административных правонарушениях, как и уголовный, состоит из двух частей — общей и специальной. В общей перечислены основные понятия, классификация правонарушений и виды наказаний за них. В специальной части перечислены уже собственно правонарушения и даются конкретные указания, какие санкции должны применяться к нарушителям.

Особенность КоАП в том, что его могут «дополнять» регионы. В каждом субъекте федерации есть собственный закон, который устанавливает административную ответственность за те или иные проступки. Из-за этого, например, в разных регионах установлено разное время, в которое запрещено вести громкие строительные работы, где-то устанавливают дополнительную ответственность для автолюбителей и т. д. Каждый региональный закон должен, во-первых, основываться на общей части федерального КоАП, а во-вторых, не дублировать нормы российского кодекса.

Проблема современного российского Кодекса об административных правонарушениях, как и Уголовного кодекса, в законодателях. Документ был принят в 2001 году и с тех в него внесено более 2,5 тысяч правок. Фактически это означает, что документ давно потерял целостность, с которой изначально создавался. Часто получается, что за нарушения, которые представляют примерно одинаковую опасность для общества, предусмотрена совершенно разная ответственность.

В связи со всеми этими проблемами разговоры о комплексной реформе Кодекса об административных правонарушениях шли давно — и вот соответствующий законопроект, который пока, затрагивает только основную часть, внесен на рассмотрение парламента.

Новую версию общей части КоАП внесли три депутата фракции «Единая Россия», в том числе глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, так что в проработанности документа сомневаться не приходится, хотя некоторые парламентарии и имеют к нему претензии.

Авторы, пишет в среду «Коммерсантъ», уверяют, что их законопроект не ужесточает наказание и не повышает существенным образом размеры штрафов. С другой стороны, некоторым категориям населения в документе уделяется достаточно много внимания.

Все административные нарушения в законопроекте разделены на три категории — грубые, значительные и менее значительные. Грубые, сказано в документе, создают «угрозу национальной безопасности Российской Федерации или наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы», значительные — причиняют «вред охраняемым общественным отношениям». Не исключено, что во время обсуждения законопроекта будут утверждены и иные критерии.

От категории правонарушения зависит размер санкции. Для граждан штраф за грубые нарушения составит 10-100 тысяч рублей, за значительные — 5-10 тысяч, а за менее значительные гражданина оштрафуют на сумму от 500 до 5 тысяч рублей.

 

Штраф для юридических лиц за совершение грубого правонарушения составит от 5 до 60 млн рублей — сегодня максимальная планка установлена на этом же уровне. За значительные нарушения юрлица оштрафуют на 1-5 млн, а за менее значительные штраф будет от 10 тысяч до 1 млн рублей.

Индивидуальные предприниматели (ИП) раньше не могли быть субъектом административного правонарушения, теперь же им посвящена отдельная статья. Ответственность по ней будут нести и те граждане, которые совершат правонарушения как предприниматели, хоть и не зарегистрированы в качестве ИП.

Штрафы для ИП выше, чем для обычных граждан, но ниже, чем для юрилиц. За грубые правонарушения придется заплатить сумму от 100 до 400 тысяч рублей, за значительные — от 25 до 100 тысяч, а за менее значительные — от 2 до 25 тысяч.

Органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные внебюджетные фонды и казенные учреждения административной ответственности, согласно законопроекту, не подлежат.

Законопроект предусматривает новый для КоАП вид наказания — ликвидацию юридического лица или прекращение деятельности в качестве ИП. Суд сможет применять эти меры, если иные виды наказания кажутся ему недостаточно строгими. Ликвидировать юрлица предлагается за деятельность без надлежащего разрешения (лицензии или обязательного членства в СРО). Также ликвидация возможна за неоднократное совершение грубых правонарушений.

Для граждан законопроект также имеет новации. Например, вводится новый вид наказания — исправительные работы. Отбывать наказания правонарушитель будет по месту своей основной работы, просто он будет должен отчислять в бюджет до четверти своего заработка.

Вводится несколько новых запретов. Суд сможет запрещать нарушителю правил поведения на стадионе посещать футбольные матчи на срок от полугода до семи лет. В день матча нарушителю нужно будет «уведомлять о своем месте нахождения орган внутренних дел по месту жительства или пребывания», а также явиться в полицию «для проведения профилактических мероприятий». Сейчас судебные запреты на посещение матчей тоже есть, но работают они иначе — человека никто не контролирует, но если он будет замечен на стадионе, то к нему будет применено более жесткое наказание.

Также суд сможет запретить гражданину пользоваться авиационным транспортом на срок от полугода до трех лет. Лоббистами такого наказания выступают авиакомпании — они давно хотят получить право не пускать на борт пассажиров, которые ранее устраивали пьяный дебош во время полета.

Не забыли в законопроекте и о нарушителях правил проведения демонстраций. Суд, после принятия законопроекта, сможет запретить гражданину ходить на массовые мероприятия на срок от трех месяцев до года, если тот участвовал в несанкционированных акциях. Как этот запрет может быть исполнен в законопроекте не уточняется.

В новой версии КоАП прописаны достаточно интересные смягчающие обстоятельства. Так, например, если правонарушение было совершено «под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости от иных лиц», наказание будет более мягким. Таким образом суды будут более снисходительны к тем, кто нарушал закон, например, из-за нажима работодателя. Если, конечно, правонарушителю удастся все доказать.

Вводится совершенно новая для российского права возможность освобождения от ответственности, если наказание повлечет больший вред «общественным отношениям», чем вред, который был причинен самим нарушением. Таким образом удастся избежать ситуаций, когда наложение штрафа приводит к закрытию социально значимых организаций, уверены авторы документа.

Как показывает практика, действительно важные законопроекты Госдума обсуждает достаточно долго, так что за принятием даже общей части КоАП мы сможет с интересом наблюдать не один месяц. Чего уж говорить о баталиях, которые развернутся в стенах Госдумы, если будет решено радикально обновить особенную часть КоАП и, тем более, если кто-то решится занять Уголовным кодексом.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).