Вновь избранный президент представляет кандидатуру премьера в день инаугурации, или в течение недели после инаугурации. Инаугурация проходит через месяц после выборов или даже после официально подведения итогов. Эти цифры выводят нас на 5 мая. 5 мая президент обнародует фамилию премьера. Через неделю Дума, проголосовав, даст карт-бланш на формирование нового кабинета. Это на самом деле не означает, что до середины мая никаких изменений в правительстве не будет. Я думаю, что намерения будущего президента станут ясны раньше, и он может кого-то пригласить в правительство, имея в виду, что не должно быть паузы, поскольку многие вещи нужно представлять в Думу уже в апреле.
В формирования правительства может быть три направления. Первое: фиксация присутствия личной команды президента. Речь идет о питерцах последнего призыва, которые активно работали в рамках предвыборной кампании. Это и Рейман, и Греф, и Козак, - питерцы последнего призыва. Второе направление - это определение более четкой позиции по силовикам. Будет ясно, захочет ли вновь избранный президент кого-то из силовиков сделать персонально ответственным за Чечню. Это может выражаться в том числе в формировании каких-то структур при президенте, может быть, в рамках Совета Безопасности, но с персональным перекладыванием ответственности на кого-то из силовиков за окончательное урегулирование в Чечне. Стало быть, эти люди после формирования кабинета могут оказаться в числе ключевых персон.
Третье направление - это реструктуризация экономической части кабинета. Здесь может идти речь о питерцах первого призыва, начала 90-х годов, которые ассоциируются с понятием команды Чубайса. Это не обязательно сам Чубайс, но люди, которых Анатолий Борисович может настоятельно рекомендовать. Это прежде всего Кудрин, но это могут быть и не питерские профессионалы, которых тоже может порекомендовать Анатолий Борисович: Кудрин, Илларионов, другие макроэкономисты. Команда питерцев 90-х - достаточно обширна. Плюс четвертая линия - ныне действующие политики, продемонстрировавшие свою лояльность к исполняющему обязанности. Я не исключаю, например, что не понадобится смена руководства Центрального Банка, поскольку Виктор Геращенко довольно энергично включился в поддержку инициатив Путина в рамках его предвыборной кампании. Здесь сразу после выборов должна произойти фиксация отношений президента к ключевым персонам политического Олимпа из нынешнего состава. То есть до официальной церемонии станет уже ясно кто, из старых политиков (я имею в виду не возраст, а время пребывания), может претендовать на сохранение своих позиций.
У Касьянова шансы есть, но я бы их не оценивал выше 50%, поскольку Путин наверняка в течение месяца после выборов будет оценивать не только персональные сюжеты, но и политические схемы премьерства: премьер - самостоятельный политик, лояльный президенту; премьер технического характера, правая рука президента; премьер - экономист или премьер - силовик - все это требует размышления. У Касьянова есть определенные шансы: его успехи в переговорах с кредиторами, и бюджет дают основания считать его одним наиболее вероятных кандидатов на этот пост, но, в тоже время, поскольку политическая конструкция премьерства не определилась до конца, я бы считал, что не следует уходить пока в персональную.
Я не буду давать оценки в долях, но я думаю, что первый кабинет нового президента будет более техническим, премьер должен будет выполнять функцию координатора тире диспетчера по правительству, не беря на себя политических функций, кои будет нести президент. Это нужно еще и для того, чтобы Путин набрал вес не только в схеме предвыборных полит-технологий, но и по существу стал бы отцом нации, хотя и молодым. Поэтому здесь версия технического премьера очень вероятна. Здесь питерцы нового призыва имеют шансы. Или вторая версия - премьер, который должен в течение ближайших месяцев или года выполнить определенную функцию, дав возможность президенту трансформироваться в позицию отца нации. В данном случае силовик, берущий на себя ответственность за Чечню, и может быть даже сгорающий вместе с этой проблемой (она многолетняя, сложная, это показывает опыт Северной Ирландии) - это тоже некий вариант. При этом на ключевых позициях сохраняются профессионалы. Профессионалы должны демонстрировать и открытость во внешний мир, и показывать сегментам электората, что их проблемами занимаются самые продвинутые люди. На вторых, министерских, вице-премьерских позициях может оказаться довольно большое количество профессионалов, не укладывающихся в схему питерцев нового призыва, силовиков и так далее.