Вчерашний приговор Алексею Козлову выявил очень тревожную тенденцию, которую власть, находящаяся в эйфории своей мнимой победы, не хочет замечать:
Проблема даже не в том, что нижестоящий суд наплевал на решение вышестоящего суда. (Ведь Верховный суд отменил предыдущее решение районного суда, а он, тем не менее, опять принял практически то же самое решение). Это можно было бы интерпретировать как показатель реальной независимости судей. Но на самом деле катастрофа состоит в том, что он это сделал демонстративно, очевидным образом продемонстрировав свою предвзятость и смычку с обвинением. Суд открыто и публично, не скрываясь, отказался придерживаться даже чисто внешней объективности, не пойдя навстречу защите практически ни по одному вопросу. Ни что касается приобщения к делу документов, ни что касается приглашения в суд свидетелей.
Ведь оправдательный приговор с неотвратимостью приводил к печальным последствиям для судей и чиновников, принявших первоначальный приговор, отмененный Верховным Судом. Кстати, наличие этого решения Верховного Суда отвергает подозрения о «руке Кремля» и означает самое страшное:
и ее независимость, вполне полезная и эффективная в здоровом государственном организме, в нашем случае превратилась в ничем не ограниченное право тандема судья-прокурор на произвол.
В стране с разрушенной системой сдержек и противовесов и отсутствия реального разделения властей процессуальная независимость суда и следствия из блага превратилась в угрозу не только простым людям (власти на них уже давно наплевать) но и самому государству, поскольку порождает у народа стойкую уверенность в том, что в стране нет ни справедливого суда, ни правоохранительной системы и надеяться на их защиту от реальной преступности бессмысленно.
Люди перестают верить в государство как в институт. И если у Кремля еще и осталась иллюзия, что он за прошедшие двенадцать лет укрепил нашу государственность, то для его же блага ему с этой иллюзией нужно поскорее расстаться. Поскольку подобные решения, красноречиво обрамленные пытками и убийствами в отделениях полиции, приговорами Удальцову и Навальному и фотографиями Путина и Медведева, наслаждающимися горными лыжами в компании с Берлускони, очень скоро поставят Кремль перед печальным фактом, что его власть кончается там, где кончаются его древние зубчатые стены.