будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США Джон Керри Сергей Лавров Система противоракетной обороны
Ноябрь 14, 2025
Страна
Своекоштный Петр

Американская ПРО может стать добрее

Американская ПРО может стать добрее
pro-2602
ПРО. Источник: Фото: flot2017.com

Российская пресса с энтузиазмом обсуждает берлинскую встречу госсекретаря США Джона Керри и главы МИД РФ Сергея Лаврова. Встреча в столице Германии, проходящая 26 февраля, может положить начало разрядке и снижению накала дискуссии по поводу развертывания глобальной системы противоракетной обороны НАТО.

По информации «Коммерсанта», Лавров и Керри должны обсудить условия сотрудничества в сфере ПРО, которое в обозримом будущем может завершиться подписанием президентами двух стран официальных деклараций по данной проблеме. У Барака Обамы есть возможность заключить такое соглашение без участия Сената, который, скорее всего, воспротивился бы любым уступкам России в оборонном вопросе.

Так называемое «исполнительное соглашение», которое президент имеет право заключить, согласно американскому законодательству, в правовом смысле не является аналогом международного договора, но заключить его глава государства может и без одобрения парламентариев. Вместе с тем, исполнительное соглашение не является обязательным для следующего президента США, и он может просто не продлить его действие. Поэтому данное решение, если оно и будет принято, является, скорее, лишь временной передышкой в долгой истории противобортсва двух ядерных держав.

Напряженность по поводу формирования американской ПРО начала нарастать в 90-е гг., когда президенты США последовательно разрабатывали новую концепцию Стратегической оборонной инициативы. До начала 2000-х гг. практическая реализация этих планов сдерживалась бессрочным Договором об ограничении систем противоракетной обороны, который был заключен между Соединенными Штатами и СССР в 1972 году.

Этот договор закрепил отказ сторон от разработки и развертывания систем ПРО наземного, морского, воздушного и космического базирования, созданных для защиты от баллистических ракет. Другими словами, страны соглашались с тем, что сдерживающим фактором двусторонних отношений станет перспектива взаимного уничтожения в случае ядерного конфликта.

Однако в конце 90-х гг. был дан официальный старт «национальной системе противоракетной обороны США». В марте 1999 года американский Сенат принял решение сделать развертывание системы ПРО приоритетом государственной политики. Интересно, что буквально за полтора месяца до этого госсекретарь США Мадлен Олбрайт побывала в Москве и в разговоре с Борисом Ельциным подтвердила «приверженность США Договору по ПРО, выразив готовность к продолжению тесных контактов с Россией по этому вопросу».

Уже в 2000 году американские специалисты начали монтаж радиолокационной станции Глобус-2 (американское название - Have Stare) в норвежском городе Вардё. По версии американской стороны, станция предназначалась для наблюдения за космическим пространством, а не для контроля за пусками баллистических ракет, однако российский МИД не принял этот довод и заявил о нарушении Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

На следующий год Джордж Буш объявил, что система противоракетной обороны будет обеспечивать безопасность не только территории США, но и их союзников. Тогда же было объявлено о возможности размещения элементов системы в других странах. Таким образом, национальная ПРО начала превращаться в глобальную. В конце 2001 года Джордж Буш уведомил Владимира Путина об одностороннем выходе из договора 1972 года, а официальное прекращение действия документа произошло летом 2002 года.

После этого число стран, тем или иным образом вовлеченных в разработку или размещение системы противоракетной обороны, начало стремительно расти. Нарастало и беспокойство российских властей, реакция которых с каждым разом становилась становилось все более жесткой.

Например, в 2003 году, когда Великобритания дала согласие на размещение американских ракет-перехватчиков на базе британских ВВС Файлингдейл, МИД РФ в своей официальной ноте выражал беспокойство в основном по поводу «глобальной стабильности», затруднении «процесса сокращения вооружений», а также «отвлечением ресурсов от противодействия международному терроризму».

А в 2004 году, после того, как Дания разрешила США модернизировать американскую радиолокационную станцию в Туле, на территории Гренландии, российские дипломаты опубликовали заявление в котором отмечалось, что в американской ПРО «закладывается определенный потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности», а Россия «оставляет за собой право принять все меры, необходимые для ее поддержания на должном уровне».

Предложения российской стороны по организации совместных проектов в сфере ПРО, которые отвечали бы интересам обеих сторон, ни к чему не привели. Риторика достигла максимальной остроты в 2007 году, на пике дискуссий по поводу размещения элементов ПРО в Польше, Чехии и других странах Восточной Европы. Выступая на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, Владимир Путин назвал политику, нарушающую международный военно-стратегический паритет, «катализатором гонки вооружений». Он открыто выразил сомнения в том, что система ПРО направлена против иранских или корейских ракет, а также заявил о недружественной политике НАТО по отношению к России.

Представители американской стороны многократно подчеркивали, что система противоракетной обороны не направлена против России, однако Москва требовала предоставления каких-либо письменных гарантий и договорных обязательств относительно использования натовской ПРО. Такой документ дал бы стране возможность более аргументированно оспаривать приближение элементов системы к ее границам. Если руководство НАТО примет официальную декларацию о том, что ПРО не направлена против России, то расхождения между этим утверждением и реальными действиями по развертыванию элементов системы станут «заметнее» для международного сообщества.

Надежда на скорое решение вопроса не оправдалась и после «перезагрузки» российско-американских отношений, о которой в 2009 году объявили Хиллари Клинтон и Сергей Лавров. Судя по последним заявлениям, которые в начале февраля 2013 года на Мюнхенской конференции озвучил глава МИД РФ, камнем преткновения для Соединенных Штатов и России остается вопрос ПРО. Этой же теме особое внимание было уделено и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации».

Очевидно, что в нынешней ситуации стоит приветствовать любые подвижки в столь остром вопросе межгосударственных отношений. Однако даже если Обама и Путин подпишут декларативные соглашения, и Россия получит некий документ в котором будет сказано, что система ПРО «не направлена против нее», это не решит основной проблемы. Во-первых, следующий президент США сможет быстро и на законных основаниях отказаться от исполнения даже этих формальных условий. А во-вторых, никакие личные договоренности действующих руководителей двух стран не заставят исчезнуть радары и противоракеты, находящиеся под контролем командования НАТО.

Своекоштный Петр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).