Вице-президент «Деловой России», специалист по уголовному праву Андрей Назаров познакомил «Полит.ру» со своим текстом «экономической амнистии», которая должна вскоре выпустить из тюрем тысячи предпринимателей, и рассказал о других мерах оздоровления экономической ситуации. При этом общественный деятель признает, что тысячи рейдеров и вымогателей в России не понесут наказания. Беседовал Евгений Ершов.
Об «экономической амнистии», или, точнее, о проекте постановления Госдумы «Об объявлении амнистии лиц, осужденных за преступления в сфере экономической деятельности», речь идет уже около двух лет. Чем завершилась работа, и почему она шла так долго?
Начну с последней части вопроса. Поначалу мы в Госдуме, когда я еще был депутатом (Андрей Назаров в Госдуме 5 созыва занимал должность первого заместителя председателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству – «Полит.ру») мы в специально созданной депутатской группе по защите прав бизнеса разрабатывали проект, который должен был стать частью амнистии к празднику 9 мая в 2010 году (праздновали юбилей - 65 лет Победы – «Полит.ру»). Но тогда решили, что под амнистию попадут только ветераны. И работа была продолжена, но уже как самостоятельный проект в большем масштабе.
Сейчас мы имеем проект постановления, который, будучи принят Госдумой, освободит от наказания в виде лишения свободы осужденных за преступления, предусмотренные всеми более чем 30 статьями «экономического блока» УК: «Мошенничество», «Растрата» и другие. Аналогичным образом документ касается условно осужденных граждан и граждан, имеющих непогашенную судимость по этим статьям.
А много у нас таких осужденных?
Сейчас около 13,5 тысяч граждан отбывают наказание по этим статьям (3,5 тысячам из них уже должны были смягчить наказание в связи с поправками в УК, но суды уклоняются от этого под различными предлогами) и еще более 110 тысяч граждан имеют непогашенную судимость только по «экономическим» статьям. Эти люди выброшены из кадрового оборота российского бизнеса. Даже те, что на свободе, поражены в правах, не могут взять кредит, не могут устроиться на нормальную работу. Задача амнистии - вернуть этих людей в экономику, в нормальный оборот жизни. Ведь бизнесмены – это люди очень активные, чаще всего - хорошо образованные. Они очень нужны стране.
И все заключенные выйдут на свободу прямо из тюрем, а имеющие судимость будут восстановлены в правах?
Если документ будет принят палатой, то да, дела осужденных будут пересмотрены и соответствующее решение должно быть принято в срок от трех до шести месяцев. Мы рассчитываем, что в лучшем случае из тюрем выйдут уже 13,5 тысяч, при более консервативном решении – 3,5 тысячи человек. В целом же мы рассчитываем «вернуть в строй» более 100 тысяч человек, но масштабы амнистии пока еще обсуждаются.
А ущерб нашей экономике от того, что эти люди осуждены или в тюрьме – велик?
Огромен. Его невозможно точно подсчитать. В первую очередь нездоровая обстановка в бизнесе влечет существенный отток капитала из страны, высокие риски ведения бизнеса вынуждают каждого пятого предпринимателя уезжать за границу. А сколько людей не начали свой бизнес, поскольку у них перед глазами примеры сидящих в тюрьме и имеющих проблемы с правоохранительными органами друзей и соседей? За 10 лет по этим статьям было осуждено 3 миллиона предпринимателей. Точно не сказать, но цифры должны быть колоссальны.
Но ведь амнистия коснется только тех, кто уже осужден. А как быть с теми, кто еще не под следствием и не в тюрьме, но рискует оказаться там завтра?
Чтобы тюрьмы завтра вновь не оказались набитыми, необходимо и дальше продолжать гуманизацию законодательства. Совершенствовать статьи, создавать барьеры. Амнистия – это итог более чем трехлетней работы по гуманизации УК (изменения внесены в 300 статей кодекса, он практически весь изменился). Но необходимо двигаться в этом направлении и дальше. В идеале, необходимо привести, как в западных странах, экономические статьи к частному обвинению. Тогда, если нет пострадавших, или если пострадавший или потерпевший отзывает иск, дело можно было закрыть. Сейчас пока этого сделать нельзя, то же мошенничество, например, относится к публичному обвинению: иск отозвать нельзя, и без пострадавшей стороны дело все равно может дойти до суда. А наше предложение – привнести в уголовно-процессуальный кодекс норму частно-публичного обвинения, что сделает невозможным возбуждение дел без заявления пострадавших. Мы совсем недавно обсуждали эти идеи на прошедшем Санкт-петербургском Юридическом форуме.
Но ведь есть не только проблема «экономических статей», статьи применяют люди, а значит есть проблема правоприменения. Скажем прямо, их применяют рейдеры, с их помощью вымогают деньги. Как быть с ними? Как заставить их бояться закона?
К сожалению да, очень часто в таких делах бизнесмены получают предложение продать бизнес, бывают случаи применения законов правоохранительными органами в целях запугивания ради вымогательства. Есть примеры недобросовестной конкуренции. Такие дела очень сложно расследовать, не всегда они однозначны. Поэтому наши предложения – это в меньшей степени карательные меры. Мы стремимся создать барьеры, снизить возможности недобросовестных правоприменителей.
То есть тысячи рейдеров и вымогателей, несмотря на все ваши ухищрения, уйдут безнаказанными.
К сожалению да. Но для нас в этой работе важнее те, кто необоснованно попал за решетку.
Постановление Госдумы – это законодательный акт. В прошлом Вы - депутат, но сейчас Вы не являетесь субъектом права законодательной инициативы. Как Вы вообще участвуете в законодательной работе?
Я лично представляю одновременно юридическое сообщество – Ассоциацию юристов - и бизнес-сообщество, как вице-президент общественной организации «Деловая Россия». Я и группа моих коллег, которые принимали и принимают участие в разработке различных документов, выполняем функцию экспертов и пользуемся доверием. Концепцию «экономической амнистии» и гуманизации законодательства одобрил президент Дмитрий Медведев. Сказал, что «не против». Он даже отдал в связи с этим пять поручений, которые сейчас реализуются.
А президент Владимир Путин одобрил?
В частности вчера, например, мы (руководство «Деловой России» - «Полит.ру») встречались с президентом Владимиром Путиным. Обсуждали различные идеи, но непосредственно о концепции «экономической амнистии» мы не говорили. И из уст Владимира Владимировича я прямого одобрения не слышал. Но та последовательность, с которой Владимир Владимирович осуществляет шаги навстречу оздоровлению экономики и предпринимательства, для меня лично выглядит как поддержка в том числе и амнистии. В любом случае текст мы направляли и в Большое правительство и в Администрацию президента. Так что у руководства страны он есть.
А кто может внести ваш документ в Думу?
Есть много вариантов, но считаю, что инициатором должен быть президент. Его инициативы идут обычно без проволочек, и главное - шаг президента – это сигнал обществу.
И как думаете, инициирует?
У нас есть основания полагать, что да (смеется). Но, как вы понимаете, я не могу этого утверждать стопроцентно и точные сроки внесения мне, конечно, неизвестны.
Когда, по-вашему, амнистия может быть принята?
Это произойдет в этом году. Амнистии, есть такая традиция, приурочивают к знаменательным датам. И у нас есть такая дата – приближается 20-летие Российской Федерации.
А что-нибудь еще вы вчера с Владимиром Путиным обсуждали?
Да. Прозвучали предложения создать отдел по защите прав предпринимателей при Прокуратуре РФ, можно ввести должность уполномоченного по правам предпринимателей, омбудсмена. А есть еще третий вариант – совет по защите прав предпринимателей при президенте. Владимир Владимирович сказал: «А давайте у нас будет и то, и другое, третье».
То есть все три, если можно так выразиться, структуры, будут созданы?
Да, решение уже принято. На должность бизнес-омбудсмена, в частности, будут предложены по два кандидата от всех четырех крупнейших бизнес-объединений – РСПП, ТПП, «Деловой России» и «Опоры России». От «Деловой России» одним из кандидатов, кстати, будет председатель – Борис Титов.
А лично вы примете участие в этой работе?
Ну, так как я сопредседатель Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции и рейдерства» (улыбается) и уже являюсь фактически общественным бизнес-омбудсменом, то если меня на этом основании включат в совет при президенте, я буду очень рад.
Назаров Андрей Геннадьевич. Родился 28 апреля 1970 года в городе Баймак Башкирской АССР. В 1988 году закончил Сибайский горно-обогатительный техникум по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». В мае 1995 года окончил Казахскую государственную академию управления (бывший Алма-Атинский институт народного хозяйства) по специальности «Экономика и управление в торговле и общественном питании». Занимался бизнесом, работал в кооперативах и торговых фирмах. С 1998 - председатель правления ЗАО "Башкирский торговый дом".
В 2001 году окончил Башкирскую Академию Государственной Службы и Управления при Президенте Республики Башкортостан (БАГСУ) по специальности «Стратегический менеджмент». С 2001 по 2006 являлся председателем правления Башкирского торгово-промышленного союза. В 2005 году был избран председателем Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан. Находясь на этом посту, развернул активную деятельность по улучшению имиджа предпринимательства (добился объявления 28 апреля республиканским «Днём предпринимателя»), а также по вовлечению руководства Республики Башкортостан в диалог с бизнес-сообществом. Стоял у истоков ежегодных региональных бизнес-форумов «Съезд предпринимателей Республики Башкортостан», «Открытый форум Республики Башкортостан», «Бизнес-лето Республики Башкортостан», «Зауральский межрегиональный инвестиционный форум». Инициировал проведение в Уфе ежегодных «Международных недель бизнеса».
С декабря 2007 года по декабрь 2011 года — депутат Государственной Думы. Член фракции «Единая Россия», первый зампред комитета Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Весной 2010 года избран заместителем председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия». С 2012 года специальный представитель президента республики Башкортостан в Москве по вопросам привлечения инвестиций.