На фоне обостренного в последнее время внимания к проблеме «дедовщины» в российской армии и непрекращающихся сообщений о новых подобных эпизодах министр обороны Сергей Иванов выступил за ужесточение уголовного наказания за «дедовщину». Министр не исключил, что его ведомство предложит Госдуме внести соответствующие изменения в законы и ужесточить уголовную ответственность.
Говоря об ужесточении ответственности, министр не обращает внимание на изжитие «дедовщины» из армии, отмечает руководитель Центра военного прогнозирования, профессор, член-корреспондент РАН Анатолий Цыганок. Большая часть материалов официальных СМИ посвящена тому, как будут наказаны виновные в сокрытии инцидента в Челябинском танковом училище, однако почти не рассматривались принципиальные вопросы, которые должны в корне изменить положение в армии. Какие следует принять законодательные меры для комплектования армии. Как должен быть изменен порядок призыва, чтобы уменьшить взяточничество и казнокрадство. Как нужно организовать прохождение службы солдатами, сержантами, офицерами и генералами, какими должны быть условия этой службы. Как и в каком порядке должен быть организован гражданский контроль за армией.
По мнению Цыганка, это должен быть «комплекс внеочередных законодательных, административных, финансовых мероприятий, выраженных в принятии национального проекта – «Армия», который должен изменить в корне ситуацию в самой армии и по отношению общества к армии».
Противоречивые оценки экспертов вызвало и заявление президента Путина в ходе пресс-конференции о возможном создании военной полиции. Независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр сказал в интервью «Полит.ру», что военная полиция не может стать панацеей от «дедовщины» в армии. По словам эксперта, разговоры о введении подобного института в российских ВС ведутся как минимум в течение 10 последних лет, однако до реальных шагов дело так и не дошло, несмотря на то что военная полиция давно существует в армиях многих государств, в том числе США, Великобритании, Германии.
За рубежом служба военной полиции неподконтрольна командирам на местах, хотя и находится в ведении Министерства обороны, что дает ей широкую независимость. Однако, считает Фельгенгауэр, даже если военная полиция будет введена в российской армии, ее эффективность вряд ли будет достаточно высокой, чтобы полностью решить все проблемы, которые существуют в отечественных вооруженных силах. Сама по себе служба военной полиции не сможет решить проблему «дедовщины». То же самое касается идеи введения в войсках института «омбудсменов», поскольку без развитого гражданского общества нельзя полностью добиться соблюдения прав военнослужащих.
Заместитель главы правозащитной организации «Комитет солдатских матерей» Ида Куклина считает, что введение института военной полиции в очередной раз свидетельствует об отказе Министерства обороны от реформирования вооруженных сил. По эффективности Куклина сравнила военную полицию с существующей системой гауптвахт. По ее мнению, это лишь временная мера, которая никак не сможет решить проблемы соблюдения прав военнослужащих. Сама по себе современная система призыва нарушает права человека, поэтому даже с введением военной полиции ситуация в армии кардинально не изменится. В данном случае изменить положение дел с правами военнослужащих может только реформа армии и переход ее на контрактную основу, сказала правозащитница.
Другого мнения о военной полиции придерживается Анатолий Цыганок. Он считает, что военная полиция крайне необходима современной российской армии и может сыграть на данном этапе важную воспитательную роль. «Взаимодействуя с военной прокуратурой, военная полиция может серьезно изменить обстановку в вооруженных силах, получив возможность для объективного и независимого контроля за ситуацией в ВС», - сказал эксперт в беседе с корреспондентом «Полит.ру». При этом Цыганок подчеркнул, что военная полиция должна быть полностью независима от Министерства обороны.
«Солдатские матери» тем временем выступают за отставку Сергея Иванова с поста министра обороны. «Мы поддерживаем инициативу челябинского Комитета солдатских матерей, выдвинувшего в письме главе государства требование об отставке министра обороны в связи с вопиющими фактами дедовщины в Челябинском танковом училище, многих других воинских частях», - заявила накануне журналистам председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. Она сообщила, что в Союз «поступают десятки писем и телефонных звонков, в которых содержится одно требование: строго наказать не только виновников данной трагедии, но и генералов и в целом руководство Минобороны».
Возможность ухода Сергея Иванова с поста министра обороны никто серьезно не рассматривает.