будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЦИК Владимир Чуров
Июль 10, 2025
Страна
Карпюк Илья

Атака на КОИБы

Атака на КОИБы
vl-churov-01
Владимир Чуров. Кадр: 1tv.ru

Центризбирком внезапно обнаружил, что электронные урны — КОИБы — не могут прочитать бюллетень, в который внесены более 26 партий. Минюст, меж тем, уже официально зарегистрировал 33 партии. Глава ЦИКа Владимир Чуров в связи с этим опасается, что так рекламируемые им КОИБы окажутся никому не нужны.

Решение проблемы Чуров уже придумал: необходимо отказаться от практики написания в бюллетене названия партии и тройки лидеров, оставив лишь номер. Граждане тогда должны будут сначала ознакомиться со списком кандидатов на плакате, а затем поставить галочку напротив необходимого номера.

Идея Чурова, в целом, понятна. Любой чиновник мечтает, чтобы граждане разговаривали с ним не на русском языке, а на канцелярите. В идеале любой человек должен с ходу вписывать десятки цифр в платежку Сбербанка, а при голосовании аккуратно и быстро, чтобы не создавать очередь, рисовать штрих-код в бюллетене. В результате модернизации и увеличения количества партий можно будет перейти на QR-код, он сложнее, но вмещает больше информации.

Партиям, понятное дело, очень не понравится такая модель голосования. В устав многих партий входит специальный пункт о том, что название пишется заглавными буквами и жирным шрифтом — специально, чтобы в бюллетене она хоть как-то выделялась среди остальных. Впрочем, так как хитрость известна всем, она практически не работает.

В Кремле, по данным «Ведомостей», тоже холодно отнеслись к идее Чурова. До выборов были допущены десятки партий не для того, чтобы выслушивать обвинения в ограничении свободы выбора.

КОИБ. Кадр: 1tv.ru

ЦИК, впрочем, не так глуп, чтобы идти против политических планов Кремля. Возможно, главная цель недовольства — отказ от КОИБов в принципе и переход на КЭГи (комплексы электронного голосования). Если КОИБ — обычная урна, которая оборудована сканером, то КЭГ предполагает вообще отказ от бюллетеня, человек подходит, нажимает на кнопку и его голос засчитывается. КЭГи пока массово не применялись на российских выборах, однако во всех законах они прописаны как один из способов голосования.

КЭГи практически неподконтрольны наблюдателям. Если в случае недоверия КОИБу можно пересчитать бюллетени, то КЭГ печатает волеизъявления граждан на специальной ленте, как кассовый аппарат. Как и ленту кассового аппарата, прочитать ее достаточно сложно.

Если КЭГи и правда будут установлены на большинстве участков, оппозиция, скорее всего, будет недовольна новой сложной аппаратурой, с которой никто из наблюдателей не умеет работать. ЦИК же резонно заявит, что подобные автоматы стоят в Америке и никто не возмущается.

Еще одно преимущество КЭГов в глазах ЦИКа — его стоимость. Оборудовать участок двумя КОИБами стоит в среднем около 100 тысяч рублей. А стандартное оборудование участка КЭГами обходится бюджету по крайней мере в 500 тысяч.

Ранее федеральный закон разрешал использовать КЭГи максимум на одном проценте от участков из-за опасений, что новая технология даст сбой. Однако осенью Госдума приняла скандальные поправки в закон о выборах. Основное внимание было уделено введению единого дня голосования, практически незамеченной осталась строчка «в пункте 15 статьи 64 второе предложение исключить», что, собственно, и отменило ограничения на КЭГи.

Комплексы обработки избирательных бюллетеней — это история из прошлой политической реальности. Политические партии и вообще игроков в публичном политическом пространстве можно пересчитать буквально по пальцам, и список этот закрыт и стабилен. Путин давлеет над всем, кроме тем типа Сколково и модернизации, на которых активно пиарится бывший президент Дмитрий Медведев. Именно из темы «модернизации» и даже медведевской «демократизации» КОИБы, в конечном счете, и выросли.

Ставили электронные урны ( в частности, в Москве) и раньше, еще с самого начала 2000-х, но программа по повсеместной их установке была запущена только во второй половине ушедшего десятилетия и должна была завершиться к 2015-му году. Практика вроде бы себя оправдывала: на участках с КОИБами результат власти был пониже (на 3-4 процента, явка ниже на 5 процентов), нежели там, где считали голоса вручную. То есть: обмануть машину было сложнее, чем надавить на человека.

КЭГ. Фото: adm.yar.ru

Логика власти при установке электронных урн была примерно следующая — должно быть как в самых передовых странах, к тому же на все упреки оппозиции в фальсифкациях на выборах можно будет ответить «машина считала, на нее административный ресурс не действует». То, что система ГАС «Выборы» от злоупотреблений на выборах не застраховала, мало кого могло убедить. Машины, считающие голоса, - это же круто. Эдакий комплекс технократа: вера в то, что техника способна исправить систему (как, например, наивное утверждение властей, будто установка веб-камер на участках на последних президентских выборах способна сама по себе исключить фальсификации). Практически азимовский «Мультивак», способный обеспечить надежный результат волеизъявления всех граждан по одному единственному голосу, в логике российских властей получался.

Помимо показной веры в торжество технологий на судьбу КОИБов повлияла и начальственная уверенность в том, что выстроенная политическая конфигурация — она навсегда, и внешние факторы незначительны и на нее уже не смогут повлиять. Что будет две-три крупные партии или максимум четыре парламентские (что там будет с ЛДПР после Жириновского еще вопрос) плюс какая-нибудь в перспективе «правая партия» (бог знает зачем, но интеллигенция, будь она неладна, зачем-то хочет). Тут впору вспомнить миллион заявлений хоть Путина, хоть Медведева, хоть околокремлевских политтехнологов о том, что выборы губернаторов не стоит возвращать еще лет пятьдесят, что построение демократии — процесс постепенный, и прочая, прочая.

Заявления, может, и хороши в некоем идеальном мире, а идея «двухпартийной системы, как у всех» и вовсе прекрасна и работает во всех «крупных развитых демократиях», но на практике подобный схематизм чреват издержками. Скажем, слабо учитываются запросы населения, а оно склонно нет-нет, да высказывать собственные пожелания начальству (неважно, в виде калининградских митингов, Болотной площади или «голосования ногами»). К тому же, уровень внедрения придуманных начальством схем остается на том уровне, на который способны исполнители, потому и КОИБы с камерами на участках пресечь фальсификации вообще-то неспособны, пока начальству нет альтернативы и аппарат убежден в его несменяемости.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).