Акционеры ОАО «АвтоВАЗ» на внеочередном собрании досрочно прекратили полномочия прежнего совета директоров и избрали его новый состав.
Многие из 12 человек, вошедших в новый совет директоров, оказались близки госструктурам, так что по сути сегодняшнее собрание утвердило переход компании под контроль государства.
Новым гендиректором «АвтоВАЗа» стал Игорь Есиповский, а председателем совета директоров - Владимир Артяков. Они оба являются представителями государственного «Рособоронэкспорта». В совет директоров вошли глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин и несколько представителей «Внешторгбанка» - его старшие вице-президенты Василий Титов, Андрей Пучков и Валерий Лукьяненко.
Также в совет директоров вошли вице-президент компании AVVA, которой принадлежит 38% акций «АвтоВАЗа», Дмитрий Разоренов и гендиректор «Кате» Максим Нагайцев. Из старого состава перекочевали представитель миноритарных акционеров Альберт Гавриков, председатель производственного совета «АвтоВАЗа» Анатолий Мельников и председатель профкома «АвтоВАЗа» Николай Карагин.
Есиповский сказал, что новое руководство с уважением относится к существующему менеджменту и «репрессивных действий» в отношении него не обсуждалось.
Собрание акционеров проходило при повышенных мерах безопасности. Милиция и служба безопасности «АвтоВАЗа» досматривали машины, проезжающие на территорию предприятия, и не подпускали их к зданию ближе, чем на 20 метров. Само здание оцепили несколько десятков человек в форме. Акционеров на входе в зал досматривали с помощью металлоискателей и отнимали у них носители информации, электронные и записывающие устройства.
Глава Роспрома Борис Алешин сегодня опроверг слухи о покупке "Рособоронэкспортом" или другими госструктурами акций «АвтоВАЗа». По словам Алешина, государство лишь предоставило предприятию менеджеров.
Тем не менее ранее стало известно, что ведомство Алешина готовит стратегическую программу для «АвтоВАЗа» и российского автопрома в целом. В документе «АвтоВАЗ» назван «национальной государственной корпорацией». Вскоре ей предстоит обновить свой модельный ряд. Кроме Lada Kalina и Priora концерн должен разработать две новые платформы автомобилей классов В и С (включая мини-вэны и кроссоверы), говорится в программе. На это «АвтоВАЗу» понадобится $2,5-3 млрд, а еще $1,5-1,8 млрд нужно на разработку и организацию производства семейств двигателей объемом до 2 л. По подсчетам Алешина, сам «АвтоВАЗ» способен вкладывать в это не более 700 млн руб. в год, поэтому часть расходов должна взять на себя казна. В Роспроме это рассматривают как намерение оказывать поддержку национальным производителям автомобилей и, в частности, «АвтоВАЗу».
Ожидается, что этот документ будет вынесен на рассмотрение правительства.
Перемены в «АвтоВАЗе» начались после неожиданной отставки Владимира Каданникова с поста председателя совета директоров. Это произошло еще в конце октября. До ухода на пенсию по возрасту ему оставалось проработать еще один год.
Заводу «АвтоВАЗ» 36 лет. За это время он выпустил более 20 млн легковых автомобилей. По официальным данным, сегодня на его долю приходится около 70% всех выпускаемых в России легковых машин. На заводе - градообразующем предприятии города Тольятти - работают около 110 тысяч человек. Более 700 поставщиков материалов на ВАЗ и субпоставщиков обеспечивают примерно 2 млн рабочих мест. Градообразующий завод - в Тольятти. Территория - 580 гектаров, протяженность завода - 2 км.
В настоящее время АвтоВАЗ отличается исключительно сложной, малопрозрачной структурой капитала. По некоторым данным, в структуре фирм, до сих пор владеющих предприятием, находятся представители Бориса Березовского. Официально организации, входящие в группу «АвтоВАЗ», владеют в общей сложности 64% обыкновенных акций ОАО.
На сегодняшней пресс-конференции Алешин отметил, что существующая на «АвтоВАЗе» перекрестная система владения акциями «не совсем удачна, и в перспективе необходимо провести работу для превращения "АвтоВАЗа" в нормальную корпорацию». Для этого, по его словам, планируется провести работу с консультантами. В перспективе ОАО «АвтоВАЗ» должно превратиться в корпорацию «с понятным корпоративным управлением», которая в дальнейшем может выйти на мировые рынки.
Кроме того, как сообщает Autonews, «АвтоВАЗ» намерен пересмотреть свои отношения с концерном General Motors в рамках совместного предприятия GM-АвтоВАЗ. Об этом заявил журналистам новый гендиректор Игорь Есиповский. По его словам, СП в настоящее время работает «с нулевой рентабельностью» и вопрос об изменении отношений с концерном будет рассмотрен на ближайшем заседании совета директоров компании.