будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Азбука истории
Июль 8, 2025
Страна

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Дмитрий Орешкин

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что в его системе координат означает «cтановление институтов выборов Новой России».

«Про выборы 90-х годов надо запомнить три вещи. Во-первых, они были абсолютно новые для страны. И, в частности, может быть, поэтому они были менее фальсифицированы, чем нынешние.

Во-вторых, оказалось, что страна удивительно разнообразна по предпочтениям избирателей и региональных элит. Выяснилось, что результат очень сильно зависит от настроения элит. Например, там, где были продвинутые городские избиратели, там довольно уверенно побеждал Ельцин. Более того – всем известно, что фальсифицировать труднее там, где население, члены избирательных комиссий живут в крупных городах. Они более продвинуты, у них другие представления об ответственности перед избирателями и законом и там труднее манипулировать результатами. На селе, особенно в республиках, результаты сильнейшим образом зависели от интересов регионального начальства. Например, в Ингушетии, где был молодой президент Аушев, результаты выборов были в пользу Ельцина, а по соседству, в Северной Осетии, где президентом был Галазов, бывших секретарь обкома, который ориентировался на старые элиты, побеждали коммунисты. В Орловской области, где губернаторствовал Егор Строев, опытный старый коммунист, побеждали коммунисты, а в Калмыкии, где был молодой президент Кирсан Илюмжинов, ориентировавшийся на Ельцина, побеждали демократы и, соответственно, Ельцин.

В крупных городах голосование шло справедливо, потому что там были и за коммунистов, и за демократов, и за националистов, и за левых либералов типа Явлинского. Голоса расходились по разным «корзинам». Парадокс заключается в том, что тогда выборы были честнее. Об этом свидетельствует, например, то, что если взять 10 крупнейших городов страны, города-миллионники, то уже в первом туре в сумме Ельцин набрал 52% голосов. Как бы победил в первом туре. А Зюганов – всего 18%. А если взять сельские территории, то наоборот – у Зюганова было около 40% и у Ельцина тоже около 40%. Может быть, так распределились голоса избирателей, но я думаю, что очень существенную роль играли местные элиты. В результате, когда суммировали итоги выборов на селе и в городах, получилось у Ельцина в первом туре 35%, у Зюганова – 32%. После этого состоялся второй тур, в котором Ельцин был обречен на победу по той простой причине, что Зюганову черпать электоральных ресурсов больше было неоткуда, а все остальные участники, которые не прошли во второй тур – Явлинский, Лебедь, Жириновский – в ту пору были упертыми антикоммунистами, и их электорат волей или неволей отошел к Ельцину и, соответственно, он во втором туре уверенно победил. При этом многие региональные элиты, поняв, особенно в республиках, осознав, что они «поставили не на ту лошадь» в первом туре, совершили сальто-мортале, и результаты, например, в Дагестане, были удивительными. Если в первом туре там убедительно выигрывал Зюганов, который набирал более 60%, а Ельцин всего 28%, то во втором туре ситуация поменялась. У Ельцина получилось 50 с лишним, а у Зюганова – 40 с небольшим. Просто потому, что не избиратели за две недели изменили свое настроение, а руководство Дагестана.

Похожая картинка была в Башкирии и Татарстане. Но общий рисунок определяли крупнейшие города. Не Дагестан, не Татарстан, а Нижний Новгород, Москва, Петербург, Екатеринбург и т.д. Поэтому в целом борьба была честнее, интереснее и очень разнообразна. По разным регионам. Эта эпопея 90-х годов впервые показала нам, насколько на самом деле в разнообразной стране мы живем. Насколько разные предпочтения у начальников и у местных избирателей.

Собственно говоря, только после 90-х годов, когда удалось сконцентрировать власть в одних руках, начал действовать т.н. «федеральный административный ресурс». У Ельцина, что бы про ту эпоху ни говорили, не было прямых возможностей повлиять на руководство Татарстана, например, которое как раз наслаждалось тем количеством суверенитета, которое «смогло проглотить». И в результате в том же самом Татарстане в сельских территориях старая советская номенклатура обеспечивала 90% за коммунистов, а городские избиратели, которыми не так уж покомандуешь, отдавали большинство Борису Ельцину. Так что, с одной стороны, мы поняли, что электоральная демократия в 90-х годах – вещь очень серьезная и на самом-то деле даже в некотором смысле угрожающая территориальной целостности страны. Потому что регионы вели себя «кто в лес, кто по дрова», в зависимости от настроений местных элит и местного общества.

А с другой стороны, мы выяснили, что при нормальных, законных выборах, хотя их трудно назвать идеальными просто потому, что в разных регионах они шли очень по-разному и масштаб фальсификации в разных регионах был различен и при этом, как правило, разнонаправлен. Кто-то из управляемых территорий работал на новую элиту, кто-то – на старую. Но в целом именно этот конфликт политических интересов и дал тот результат, который мы получили. И выяснили, что страна может существовать при нормальных демократических условиях, когда осуществляется борьба, конкуренция элит, когда никто никого «за политику» не сажал и не расстреливал. Так что к концу 90-х годов страна набрала уже достаточно большой опыт электоральной борьбы и выборы в ГД 99-го года были самыми конкурентными.

Тогда были три элитных группы: коммунисты – Зюганов и ориентирующиеся на них старые элиты и значительная часть избирателей, которые симпатизировали прежним ценностям; новая «пост-Ельцинская» элита, представителем которой была партия «Единство», тогда она еще называлась «Единая Россия», ее возглавлял Владимир Путин, и третья сила – это промежуточная партия регионалов Лужков – Примаков, которые были достаточно консервативны и представляли старую, еще в значительной степени «досоветскую» элиту, но в то же время понимали, что должны быть рыночные реформы и работали с губернаторами. Тогда эти три политические группировки очень пристально следили друг за другом, очень пристально следили за подсчетом голосов и в целом, если говорить про думские, а не про президентские выборы, выборы 99го года были самыми конкурентными, самыми мучительными и самыми интересными. После этого объединились ресурсы победившей партии «Единство» и проигравшей партии «Отечество – вся Россия», которой руководили Лужков с Примаковым. Они создали «Единую Россию» и построили единую вертикаль, которая управлялась из федерального центра. После этого выборы стали гораздо более управляемыми, зависимыми и предсказуемыми». 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).