будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Азбука истории
Май 17, 2025
Страна

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Сергей Пашин

Азбука истории. От А (вена) до Я (сина). Сергей Пашин
pashin
Сергей Пашин

Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Азбука истории от А(вена) до Я (сина)», подготовленного совместно с порталом «Твоя история». В рамках проекта ведущие российские ученые, предприниматели и общественные деятели попытались дать свое личное определение основным терминам и понятиям, в которых Россия осознает себя в последние четверть века.

Каждую неделю по понедельникам, средам и пятницам мы будем представлять вашему вниманию по одной из таких интерпретаций.

Бывший судья, заслуженный юрист, один из создателей суда присяжных в России Сергей Пашин делится с читателями «Полит.ру» и участниками проекта «Твоя история» своим видением того, что означала судебная реформа.

«В начале 90-х годов прошлого века в России происходили масштабные демократические преобразования. В частности, благодаря тому, что к власти пришел новый депутатский корпус. Появилась возможность провести и судебную реформу, то есть отказаться от советских способов осуществления правосудия и перейти к тому, что принято во всем мире, что основано на наших исконных ценностях, что было достигнуто еще в 1864 году. Концепция судебной реформы появилась 24 октября 1991 года.

Там были заложены основные идеи, там было сказано, что мы боремся за то, чтобы в России наконец появилась судебная власть, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной, власть подлинно самостоятельная и независимая. Идеи концепции отражались прежде всего в поправках к Конституции 1978 года и в поправках к другим советским законам, в частности — к кодексам. К Уголовно-процессуальному и Гражданскому кодексам. Потом начали появляться специальные законы, созданные уже в современной России, например, закон о статусе судей 1992 года.

Что произошло с судебной системой? Прежде всего, появился Конституционный суд. Впоследствии в регионах стали создаваться Конституционные уставные суды. Система судов общей юрисдикции была дополнена мировыми судьями. Мировые судьи взяли на себя и сейчас рассматривают более половины всех дел, которыми занимается отечественная судебная система. Военные суды достались России от СССР после прекращения этого государственного образования. В СССР эти органы назывались «военные трибуналы». Кроме того, появились арбитражные суды. Они берут свое начало от государственного арбитража, это был административные орган, который в советской системе разрешал споры между батраками одного хозяина — между социалистическими предприятиями.

Что еще? Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека и объявила, что международные договоры, общепризнанные принципы международного права имеют прямое действие, и на них можно ссылаться в судебных решениях. Граждане получили возможность жаловаться в суды по огромному числу вопросов, в советское время это было невозможно. Они получили право жаловаться, например, на чиновников в суды, жаловаться на решение органов государственной власти. Были расширены возможности судебной защиты других прав, например, права собственности. Граждане получили право жаловаться и по трудовым вопросам, ибо в советское время огромная категория людей, начиная от бригадира, не могла жаловаться в суд даже в случае увольнения. Судебный контроль охватил многие сферы жизни.

Например, для гражданина появилась возможность жаловаться в суд, если он был арестован прокурором. Сейчас решение об аресте принимает только суд, но тогда это было компромиссное решение, прокурор арестовывал, а гражданин мог жаловаться в суд. В области уголовного судопроизводства основными достижениями было введение суда присяжных и, кроме того, признание права сторон на обжалование недопустимых доказательств, то есть обращение к суду с требованием признать доказательства недопустимыми, если они получены с нарушением закона.

Суд присяжных был введен сначала в девяти регионах России, с 2010 года все регионы России оснащены судом присяжных, кстати говоря, и военные суды — тоже. И по определенным категориям преступлений решения о виновности или невиновности человека принимаются представителями народа. Уголовный и гражданский и арбитражный процессы получили новые принципы, схожие с теми, которые еще Александр II Освободитель провозгласил 150 лет назад. Это были принципы состязательности, презумпции невиновности, объективного рассмотрения уголовных и гражданских дел.

Что касается статуса судей. В Законе 1992 года о статусе судей были защищены и гарантированы три «не». Хотя «не» – частица отрицательная, здесь эффект был самый положительный. Судьи получили благо несменяемости, независимости и неприкосновенности. Были созданы органы судейского сообщества, советы судей и квалификационные коллегии судей. Без согласия квалификационной коллегии судей судью нельзя привлечь ни к какой ответственности, нельзя прекратить или приостановить его полномочия. Благодаря введению суда присяжных на основании решения конституционного суда в России объявлена необратимой отмена смертной казни. Это уже не просто мораторий, смертная казнь не может вернуться. Таким образом, достижения судебной реформы оказались весьма весомыми.

Кстати говоря, они коснулись и органов исполнительной власти, например, министерство юстиции получило новые функции. Наверное, все знают, что места лишения свободы перешли из ведения МВД в ведение Минюста. Минюст еще получил право регистрировать ведомственные нормативные акты и не регистрировать их, если они с точки зрения компетентных органов Минюста нарушают права человека. Реформы были масштабными, затронули они в основном судебную систему России, мы пользуемся плодами этой реформы и сейчас, однако «романтический период» судебной реформы закончился, по моим оценкам, в 1996 году, когда чиновники судебной власти обрели — скорее присвоили себе – некоторые полномочия, которые изначально не предполагалось оставлять за ними.

В частности, речь идет о возможности бесконтрольного распределения дел о дисциплинарном преследовании судей, и теперь возобладала тенденция пожизненного назначения начальников, причем не только председателей высших судов, но и председателей судов уровня областей, краев, республики в составе РФ.

К сожалению, реформа мало затронула силовые структуры, и эти последствия мы пожинаем до сих пор. Эти последствия, к сожалению, негативны. Речь идет о распространенности пыток в нашей стране, о фальсификации доказательств и в конечном счете – неправосудия. Суды ориентируются на позицию органов предварительного следствия. Уровень оправдательных приговоров у нас чуть выше, чем в 90-е годы. Тем не менее, судебная реформа дала свои ростки и если они не будут затоптаны, то есть надежда на продолжение судебной реформы весьма эффективно».  

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).