будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
банкротство финансовый рынок
Июль 8, 2025
Страна
Поволоцкий Лев

Банкротство: проблема или решение

Завершением цикла дискуссий «Создание институтов социального партнерства на финансовом рынке» станет обсуждение проблем банкротства физических лиц.

Год существования в России института личного банкротства граждан позволяет проанализировать особенности его функционирование с тем, чтобы помочь сделать этот традиционный для современной экономики институт более понятным и эффективным.

Как обычно в таких случаях, первым должен возникнуть вопрос о ключевых ролях, определяющих взгляд, интересы, специфический опыт в отношении к проблеме. Самые понятные роли — банкрот (или пока еще должник) и лицо, которое хотело бы взыскать с него долг, но, похоже, не может этого сделать иным способом (чтобы добиться искомого хотя бы частично). Лицо обычно юридическое, хотя в случае корректно юридически оформленных долговых обязательств, оно вполне может быть и физическим.

Наряду с этими игроками не менее традиционно велика роль государственных структур, формирующих институт личного банкротства своими актами — законодателей, правительства (участвующего в написании и обсуждении актов), регулятора финансовых рынков, а также формирующих практику правоприменения арбитражных судов.

Отдельной группой являются назначаемые судом финансовые управляющие — арбитражные управляющие, назначенные судом для своего рода управления банкротством должника (от выявления его имущества до реализации имущества).

Не менее важна роль медиаторов и защитников прав потребителей, деятельность которых способна помочь решить вопросы в досудебном порядке, способствовать договоренности кредиторов и должников, нахождению компромиссного решения, которое минимизирует издержки каждой из сторон. К последней группе относится служба финансового омбудсмена, которая все никак не заработает в полную силу, поскольку этот институт остается признаваемым в полной мере только рядом членов Ассоциации российских банков.

Судебная практика по банкротствам физических лиц в России пока не слишком обильна. «Коммерсантъ» приводит следующие данные специалистов портала "ЕслиБанкрот.рф": «…с 1 октября 2015 года по 28 сентября 2016 года подано 32,5 тыс. заявлений о банкротстве граждан». Любопытна структура этих данных по признаку инициатора процедуры банкротства (таковым может быть лицо, желающее взыскать деньги, сам должник, а также уполномоченный государственный орган).

На 28 сентября 30% заявлений подали сами должники (в первом полугодии прошедшего года с момента появления такой возможности их было 17%), 28% - банки, 7% - налоговые органы, 35% - «другие кредиторы» (строго говоря, речь идет не обязательно о кредиторах – точно так же может взыскиваться долг по алиментам и т.д.).

Интересно и соотношение дальнейших траекторий движения дел о банкротстве: 10 159 еще не рассмотрено, по 6542 дан отказ или заявление возвращено, в 4392 случаях принято решение о реструктуризации долга, в 11 381 о реализации имущества (у авторов подсчетов оказались неучтенными 107 дел, но на представление о соотношении величин это не влияет). Значимые еще три цифры: на момент подсчета было завершено только 800 дел о банкротствах граждан, в 24 случаях было заключено мировой соглашение с кредиторами. И только в двух случаях суд утвердил план реструктуризации задолженности.

Особенно интересно эти цифры выглядят на фоне слов финансового омбудсмена Павла Медведева о том, что «людей, у которых безнадежные долги (с просрочкой более трех месяцев), около 7-8 млн. Где-то 600-700 тыс. имеют плохие долги на сумму больше 500 тыс. руб., то есть в точности подходят под закон». Причину таких результатов он видит в следующем: «Закон слишком сложный и дорогой. Его применение обходится гражданину по меньшей мере в 100 тыс. руб.: затраты на финансового управляющего, объявление о банкротстве, на адвоката и судебные издержки. Если должник не мошенник, ему таких денег взять негде».

Нельзя исключать, впрочем, что не слишком высокий процент от имеющих «плохие долги» является не признаком плохой работы созданной системы, а вполне сознательно достигнутым результатом – например, чтобы она не захлебнулась с самого начала своей работы.

Рассмотрение проблем функционирования института банкротства физического лица в России кажется целесообразным вести на конкретных кейсах, сформировав группы по ключевым ролям и представив большинству из них (кроме должников) проанализировать, в чем именно в представленном кейсе видится проблема, приведшая к ситуации на грани банкротства, как должны были бы быть изменены «условия игры» или действия участников, чтобы эта проблемная ситуация не возникла и, наконец, что же все-таки делать именно в приведенной ситуации. Группе должников представляется важным ответить на вопрос о том, при каких условиях они бы пошли на объявление себя банкротом.

При обсуждении последнего вопроса кажется важным учитывать разнообразие статуса банкротства в различных культурах – от восприятия его как должного (если человек раз от разу поднимается, значит он достаточно крепок) в американской культуре до куда более негативных коннотаций в ряде европейских (включая дореволюционную российскую).

Поволоцкий Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).