будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобороны Таджикистан армия
Ноябрь 13, 2025
Страна
Карпюк Илья

База в обмен на обещание

База в обмен на обещание
voen-bazy-1903-1
Владимир Путин и Эмомали Рахмон на 201 базе. Источник: Фото: kremlin.ru

Таджикистан, несмотря на требования России, не спешит ратифицировать соглашение о пребывании на своей территории 201-й российской военной базы. Россия уже выполнила свои обязательства по договору — упростила режим пребывания таджиков в России и обнулила экспортные пошлины на поставки нефтепродуктов в Таджикистан. Однако теперь Душанбе требует большего — 200 миллионов долларов на перевооружение своей армии и выделение денег на развитие гидроэнергетики.

Валерий Герасимов

 В середине марта начальник Генерального штаба России Валерий Герасимов посетил Таджикистан. Изначально визит планировался как технический, но в итоге пришлось обсуждать политический вопрос ратификации договора.

Генерал армии Герасимов, по сведениям «Коммерсанта», дал понять таджикским коллегам, что Москва решительно настаивает на скорейшей ратификации договора и планирует, что Душанбе за месяц справится со всеми процедурными вопросами. Несмотря на то, что все необходимые документы для обнуления пошлин на экспорт нефтепродуктов в Москве уже подписаны, «в силу они пока не вступили, поскольку проходят последние бюрократические процедуры». А значит, пока что в Душанбе не должны расслабляться, поскольку бюрократия, при желании, может задерживать вступление документов в законную силу сколь угодно долго.

Соглашение о продлении пребывания российской базы в Таджикистане на 30 лет — до 2042 года — было подписано президентами двух стран в Душанбе в октябре 2012 года. Взамен Россия зафиксировала в виде меморандумов свое намерение ввести льготный режим для таджикских мигрантов и отменить экспортные таможенные пошлины на поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов. Другие два обещания в письменной форме зафиксированы не были — о выделении 200 миллионов долларов на перевооружение таджикской армии и об инвестициях в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана.

Российская 201-я военная база в Таджикистане — крупнейшая сухопутная группировка российских войск за пределами страны. 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия, предшественница базы, участвовала в Афганской войне и после вывода советских войск осталась в Таджикистане, где уже в 1992 году оказалась, фактически, вовлечена в гражданскую войну. Статус дивизии был установлен в начале 1993 года. На дивизию было возложено «содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, обеспечение доставки, охрана и распределение гуманитарной помощи, содействие в процессе репатриации беженцев и защита важнейших объектов народного хозяйства».

201-я мотострелковая дивизия

На самом деле основная задача военных состояла в охране южной границы Таджикистана. После ухода советских войск из Афганистана, выращивание опиумного мака, а значит и поставки героина, перестали как либо контролироваться. А с усилением «Талибана» значимой стала и угроза распространения исламизма на когда-то российскую Среднюю Азию. Дело в том, что граница Таджикистана с Афганистаном проходит по реке Пяндж и укреплена с советских времен — так что есть хоть какая-то возможность ее охранять. Все остальные границы между маковыми полями в Афганистане и Москвой более столетия были лишь административными и, можно сказать, охраняются только условно.

В 2004-2005 годах 201-я мотострелковая дивизия была реорганизована в 201-ю военную базу, которой была поставлена задача «обеспечения стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов России в центрально-азиатском регионе». Численность базы — около 7,5 тысяч человек, больше российских военных расквартировано только в Крыму, где находится база Черноморского флота.

Присутствие российских военных в Таджикистане выгодно и местным властям. Скоро Соединенные Штаты и их союзники покинут Афганистан. Единственная достаточно мощная военная группировка, которая останется в регионе и в случае возобновления гражданской войны в Афганистане сможет остановить ее распространение на Таджикистан — это как раз российская база.

Однако, необходимость обеспечения безопасности республики российскими войсками вовсе не означает, что в Душанбе не хотят поторговаться. С электроэнергией в Таджикистане давно проблемы — со времен распада Советского Союза редко в каком доме электричество есть круглосуточно. Отсюда желание правительства понастроить в стране гидроэлектростанций — это дешевые и относительно простые в эксплуатации источники электроэнергии очень привлекательны для страны, большая часть которой покрыта горами и, соответственно, горными речками. Потенциально Таджикистан может стать экспортером электроэнергии — для этого, правда, необходимо вкладываться в строительство новых ГЭС, а у республики денег хронически не хватает.

Ну а получить 200 миллионов долларов на перевооружение армии приятно всякому правительству. Тем более, что Киргизия, сосед Таджикистана, получила от России обещание потратить на похожие цели миллиард долларов — и это за какую-то авиабазу.

201 военная база. Фото: itogi.ru

 У России достаточно много военных баз, главным образом в странах бывшего СССР, но есть также пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России в сирийском городе Тартус. К этой базе интерес в последнее время прикован из-за гражданской войны в Сирии — для России она не так принципиально важна, как база в Таджикистане, но потерять ее из-за ссоры с одной из сторон конфликта никто не хочет.

В большинстве постсоветских стран российские базы возникали в результате раздела имущества Министерства обороны СССР после 1991 года. Для примера можно изучить историю пребывания российских войск в Закавказье.

Никакого общего принципа раздела имущества выработано не было, и каждая страна просто пыталась захватить как можно больше. Азербайджан смог завладеть большим количеством оружия и боеприпасов. Под контролем Баку оказались четыре дивизии, три армии ПВО, четыре базы ВВС, часть Каспийской флотилии, а также все склады с боеприпасами. Все, что осталось под контролем Москвы, было выведено в Россию.

Исключение составила радио-локационная станция в Габале, которая отвечала за слежение за запусками ракет к югу от СССР. Азербайджану такой объект был совсем не нужен, так что о содержании его за свой счет не было и речи. Власти республики решили не уничтожать его, а сдавать в аренду России — за что стабильно получали деньги вплоть до 2012 года, когда договор был расторгнут и российские военные окончательно покинули Азербайджан.

После распада СССР Армения оказалась в самом невыгодном положении — война с соседним Азербайджаном, блокада со стороны Турции, другого соседа. Страна была кровно заинтересована в помощи России, из-за этого раздел советского вооружения и боеприпасов прошел там наиболее мирно.

В 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трех дивизий, а также около 500 вагонов боеприпасов. На базе оставшейся дивизии в городе Гюмри на северо-западе страны была создана 102-я российская военная база с численностью личного состава около пяти тысяч человек. Согласно последним договоренностям, достигнутым при президенте Медведеве, Россия пользуется базой бесплатно до 2044 года. Причем вторжение внешних сил в Армению считается также нападением и на российскую базу, а значит на Россию.

В Грузии России удалось сохранить под своим контролем около половины вооружений — Тбилиси отошли танковая дивизия, а также некоторые склады. Под контролем России остался штаб Закавказского военного округа, который был преобразован в штаб Группы российских войск в Закавказье. В саму ГРВЗ вошли военные базы в Грузии — в Батуми, Ахалкалаки, Вазиани, Хеллачаури, а также военная база в Армении. После того, как российско-грузинские отношения сильно ухудшились, Москва стала постепенно выводить свои базы — отчасти в Россию, отчасти в Гюмри, куда переехал и сильно сокращенный штаб ГРВЗ.

Миротворческие силы России с начала 1990-х годов присутствовали в Абхазии и Южной Осетии, двух регионах Грузии, которые после нескольких вооруженных конфликтов де-факто стали независимыми государствами. Грузия пыталась выдворить российских миротворцев и оттуда, но безуспешно. Ситуация резко поменялась в 2008 году — после российско-грузинской войны Москва признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а после заключила с ними договоры и размещении на их территории военных баз. В Абхазии разместилась 7-я военная база, а в Южной Осетии — 4-я. Численность контингента обеих баз — до четырех тысяч человек.

Россия — большая страна и естественно, что ее интересы распространяются на многие страны и регионы мира, которые, казалось бы, находятся очень далеко от ее границ. Зачастую отстаивать интересы страны должны военные — и хорошо, если не в конфликтах, а на мирных базах. Так что российскому МИДу, Министерству обороны и прочим заинтересованным ведомствам придется научиться договариваться с соседями — причем хорошо, когда за договоренности не приходится слишком много платить.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).