Таджикистан, несмотря на требования России, не спешит ратифицировать соглашение о пребывании на своей территории 201-й российской военной базы. Россия уже выполнила свои обязательства по договору — упростила режим пребывания таджиков в России и обнулила экспортные пошлины на поставки нефтепродуктов в Таджикистан. Однако теперь Душанбе требует большего — 200 миллионов долларов на перевооружение своей армии и выделение денег на развитие гидроэнергетики.
В середине марта начальник Генерального штаба России Валерий Герасимов посетил Таджикистан. Изначально визит планировался как технический, но в итоге пришлось обсуждать политический вопрос ратификации договора.
Генерал армии Герасимов, по сведениям «Коммерсанта», дал понять таджикским коллегам, что Москва решительно настаивает на скорейшей ратификации договора и планирует, что Душанбе за месяц справится со всеми процедурными вопросами. Несмотря на то, что все необходимые документы для обнуления пошлин на экспорт нефтепродуктов в Москве уже подписаны, «в силу они пока не вступили, поскольку проходят последние бюрократические процедуры». А значит, пока что в Душанбе не должны расслабляться, поскольку бюрократия, при желании, может задерживать вступление документов в законную силу сколь угодно долго.
Соглашение о продлении пребывания российской базы в Таджикистане на 30 лет — до 2042 года — было подписано президентами двух стран в Душанбе в октябре 2012 года. Взамен Россия зафиксировала в виде меморандумов свое намерение ввести льготный режим для таджикских мигрантов и отменить экспортные таможенные пошлины на поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов. Другие два обещания в письменной форме зафиксированы не были — о выделении 200 миллионов долларов на перевооружение таджикской армии и об инвестициях в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана.
Российская 201-я военная база в Таджикистане — крупнейшая сухопутная группировка российских войск за пределами страны. 201-я Гатчинская мотострелковая дивизия, предшественница базы, участвовала в Афганской войне и после вывода советских войск осталась в Таджикистане, где уже в 1992 году оказалась, фактически, вовлечена в гражданскую войну. Статус дивизии был установлен в начале 1993 года. На дивизию было возложено «содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, обеспечение доставки, охрана и распределение гуманитарной помощи, содействие в процессе репатриации беженцев и защита важнейших объектов народного хозяйства».
На самом деле основная задача военных состояла в охране южной границы Таджикистана. После ухода советских войск из Афганистана, выращивание опиумного мака, а значит и поставки героина, перестали как либо контролироваться. А с усилением «Талибана» значимой стала и угроза распространения исламизма на когда-то российскую Среднюю Азию. Дело в том, что граница Таджикистана с Афганистаном проходит по реке Пяндж и укреплена с советских времен — так что есть хоть какая-то возможность ее охранять. Все остальные границы между маковыми полями в Афганистане и Москвой более столетия были лишь административными и, можно сказать, охраняются только условно.
В 2004-2005 годах 201-я мотострелковая дивизия была реорганизована в 201-ю военную базу, которой была поставлена задача «обеспечения стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов России в центрально-азиатском регионе». Численность базы — около 7,5 тысяч человек, больше российских военных расквартировано только в Крыму, где находится база Черноморского флота.
Присутствие российских военных в Таджикистане выгодно и местным властям. Скоро Соединенные Штаты и их союзники покинут Афганистан. Единственная достаточно мощная военная группировка, которая останется в регионе и в случае возобновления гражданской войны в Афганистане сможет остановить ее распространение на Таджикистан — это как раз российская база.
Однако, необходимость обеспечения безопасности республики российскими войсками вовсе не означает, что в Душанбе не хотят поторговаться. С электроэнергией в Таджикистане давно проблемы — со времен распада Советского Союза редко в каком доме электричество есть круглосуточно. Отсюда желание правительства понастроить в стране гидроэлектростанций — это дешевые и относительно простые в эксплуатации источники электроэнергии очень привлекательны для страны, большая часть которой покрыта горами и, соответственно, горными речками. Потенциально Таджикистан может стать экспортером электроэнергии — для этого, правда, необходимо вкладываться в строительство новых ГЭС, а у республики денег хронически не хватает.
Ну а получить 200 миллионов долларов на перевооружение армии приятно всякому правительству. Тем более, что Киргизия, сосед Таджикистана, получила от России обещание потратить на похожие цели миллиард долларов — и это за какую-то авиабазу.
У России достаточно много военных баз, главным образом в странах бывшего СССР, но есть также пункт материально-технического обеспечения кораблей ВМФ России в сирийском городе Тартус. К этой базе интерес в последнее время прикован из-за гражданской войны в Сирии — для России она не так принципиально важна, как база в Таджикистане, но потерять ее из-за ссоры с одной из сторон конфликта никто не хочет.
В большинстве постсоветских стран российские базы возникали в результате раздела имущества Министерства обороны СССР после 1991 года. Для примера можно изучить историю пребывания российских войск в Закавказье.
Никакого общего принципа раздела имущества выработано не было, и каждая страна просто пыталась захватить как можно больше. Азербайджан смог завладеть большим количеством оружия и боеприпасов. Под контролем Баку оказались четыре дивизии, три армии ПВО, четыре базы ВВС, часть Каспийской флотилии, а также все склады с боеприпасами. Все, что осталось под контролем Москвы, было выведено в Россию.
Исключение составила радио-локационная станция в Габале, которая отвечала за слежение за запусками ракет к югу от СССР. Азербайджану такой объект был совсем не нужен, так что о содержании его за свой счет не было и речи. Власти республики решили не уничтожать его, а сдавать в аренду России — за что стабильно получали деньги вплоть до 2012 года, когда договор был расторгнут и российские военные окончательно покинули Азербайджан.
После распада СССР Армения оказалась в самом невыгодном положении — война с соседним Азербайджаном, блокада со стороны Турции, другого соседа. Страна была кровно заинтересована в помощи России, из-за этого раздел советского вооружения и боеприпасов прошел там наиболее мирно.
В 1992 году под контроль Еревана были переведены вооружения и военное имущество двух из трех дивизий, а также около 500 вагонов боеприпасов. На базе оставшейся дивизии в городе Гюмри на северо-западе страны была создана 102-я российская военная база с численностью личного состава около пяти тысяч человек. Согласно последним договоренностям, достигнутым при президенте Медведеве, Россия пользуется базой бесплатно до 2044 года. Причем вторжение внешних сил в Армению считается также нападением и на российскую базу, а значит на Россию.
В Грузии России удалось сохранить под своим контролем около половины вооружений — Тбилиси отошли танковая дивизия, а также некоторые склады. Под контролем России остался штаб Закавказского военного округа, который был преобразован в штаб Группы российских войск в Закавказье. В саму ГРВЗ вошли военные базы в Грузии — в Батуми, Ахалкалаки, Вазиани, Хеллачаури, а также военная база в Армении. После того, как российско-грузинские отношения сильно ухудшились, Москва стала постепенно выводить свои базы — отчасти в Россию, отчасти в Гюмри, куда переехал и сильно сокращенный штаб ГРВЗ.
Миротворческие силы России с начала 1990-х годов присутствовали в Абхазии и Южной Осетии, двух регионах Грузии, которые после нескольких вооруженных конфликтов де-факто стали независимыми государствами. Грузия пыталась выдворить российских миротворцев и оттуда, но безуспешно. Ситуация резко поменялась в 2008 году — после российско-грузинской войны Москва признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а после заключила с ними договоры и размещении на их территории военных баз. В Абхазии разместилась 7-я военная база, а в Южной Осетии — 4-я. Численность контингента обеих баз — до четырех тысяч человек.
Россия — большая страна и естественно, что ее интересы распространяются на многие страны и регионы мира, которые, казалось бы, находятся очень далеко от ее границ. Зачастую отстаивать интересы страны должны военные — и хорошо, если не в конфликтах, а на мирных базах. Так что российскому МИДу, Министерству обороны и прочим заинтересованным ведомствам придется научиться договариваться с соседями — причем хорошо, когда за договоренности не приходится слишком много платить.