будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
беспилотник транспорт военная авиация гражданская авиация
Май 25, 2025
Страна

Беспилотники и их пилоты

Беспилотники и их пилоты
airplane-2601149_1280
Приборная панель самолета. Источник: pixabay.com

Технологии для беспилотного воздушного пассажирского транспорта могут быть разработаны в ближайшие несколько лет, однако пилоты и пассажиры к переходу не готовы, пишет интернет-издание Republic.

Между тем уже не первый год пилоты самолетов фактически большую часть времени заняты не пилотированием, а наблюдением за тем, как самолет ведет автоматика, причем на этом фоне авиационный транспорт стал самым безопасным видом транспорта. Кроме того, в мире все шире используются дроны, которые являются летательными беспилотными аппаратами.

 
Дрон
pixabay.com

Что касается наземного транспорта, то для него беспилотное передвижение становится все более актуальным. Существует возможность для того, чтобы большую часть пути большегрузные грузовики, перевозящие грузы на большое расстояние, двигались в режиме беспилотника; часть пути в качестве беспилотных могут проделывать легковые автомобили, использующиеся в системах каршеринга.

 
МКЖД
Любимов Андрей/АГН "Москва"

В России в ближайшие три-пять лет могут появиться беспилотные поезда, за которыми машинист будет наблюдать удаленно (чтобы в случае необходимости иметь возможность вмешаться), сообщила в сентябре 2018 года «Российская газета». Первым в стране проектом такого относительно беспилотного типа предполагается сделать Московскую кольцевую железную дорогу. Планируется, что там машинист будет дистанционно контролировать движение 10-15 составов.

А на территории инновационного центра «Сколково» компания «Яндекс» запустила 16 октября беспилотное такси. Как пишет газета «Ведомости», соответствующее соглашение было подписано непосредственно 16 октября. Правда, в сообщении компании оговаривается, что при использовании беспилотной машины в ее салоне «всегда будет находиться инженер-испытатель, следящий за ее движением».

 
Беспилотное такси-авто «Яндекс»
youtube.com

На сегодняшний день сразу несколько авиакомпаний, от гигантских Boeing и Airbus до крохотных, пытаются решить задачу создания такого поколения самолетов, в котором пилот не будет ключевой фигурой на борту, а воздушные суда сами будут  обмениваться полетными данными друг с другом без участия человека. При этом принципиальным является вопрос сохранения высокого уровня безопасности движения.

Интересно, что еще в августа 2018 года газета «Коммерсантъ» писала, что на деле самолеты могли бы стать полностью беспилотными уже к 2025 году, однако пассажиры этого не захотят, испугавшись. Между тем такой вид самолетов мог быть сократить расходы авиакомпаний (прежде всего, за счет зарплаты пилотов) и тем самым способствовать снижению цен на билеты, уверяло издание.

Самолеты при этом не будут окончательно предоставлены сами себе: человек будет следить за ними дистанционно. Да и разработать беспилотный самолет, по версии газеты, проще, чем беспилотный автомобиль, так как уже давно значительную часть пути авиалайнеры управляются автоматикой. Кроме того, по утверждению издания, именно беспилотный полет оказывается безопаснее, так как исключается возможность чрезвычайных происшествий из-за человеческого фактора.

 
Михаил Блинкин
Авилов Александр/ АГН "Москва"

О том, каковы на этом фоне перспективы перехода на беспилотный воздушный транспорт, в том числе пассажирский, с «Полит.ру» поговорил Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

«Давайте разберемся. Во-первых, беспилотный транспорт – в военной сфере, в коммерческой для доставки груза – это не завтрашний день, а сегодняшний и даже вчерашний. Дроны летают, будут летать, сфера их применения будет расширяться. Но всякий раз это будут небольшие летательные аппараты (или даже большие – у военных есть и такие) для выполнения задач, никак не связанных с коммерческой перевозкой пассажиров.

Во-вторых, большие воздушные суда, которые возят нас с вами на большие расстояния, в том числе совершают трансконтинентальные перелеты, и сейчас насыщены всяческой IT-инструментарией, IT-машинерией даже не по уши, а сверх ушей, что называется. Перевод в автопилот рейса, когда экипаж самолета сидит в кабине – это день сегодняшний и, в общем, даже вчерашний.

Вполне возможно, что пропорция между автопилотом и управлением биологическим пилотом со временем будет меняться в сторону увеличения автоматически управляемой части. Но не видно никаких доводов для того, чтобы убрать из кабины пилота как такового. Потому что надежность системы «человек – машина», особенно когда машина становится все более умной и способной к автономии, заведомо будет высокой. Такая система полезна, зачем от нее избавляться?

 
Беспилотные комплексы Geoscan 3D mapping solutions
Киселев Сергей/АГН "Москва"

Формально сделать так, чтобы Airbus или Boeing тащил на 8 тысяч километров робот, а не пилот, можно и сегодня, но я не вижу, зачем. Тут важны вопросы безопасности, надежности. Но «человеко-машинная» система заведомо не будет проигрывать чисто автоматизированной системе. Хотя компоненты роботизированной системы, скорее всего, увеличатся по сравнению с тех, что ты достигли сегодня, но все же нет смысла – я его не вижу – делать человеческий компонент нулевым. Это никому не нужно, когда речь идет о массовых пассажирских перевозках.

А вот с другими видами транспорта ситуация принципиально иная, с автомобильным транспортом, например, совершенно другая история. Но об этом лучше поговорить отдельно», – сказал Михаил Блинкин.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).