будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество транспорт экономика дороги России общественный транспорт
Июль 20, 2025
Страна

Бесплатный проезд в автобусе, но платные дороги — возможно ли это в России?

Бесплатный проезд в автобусе, но платные дороги — возможно ли это в России?
alexander-popov-Xbh_OGLRfUM-unsplash
Photo by Alexander Popov on Unsplash

Минтранс допускает введение бесплатного общественного транспорта в России к 2035 году. При условии, что проезд для автомобилистов станет платным по большинству дорог. В транспортной стратегии Минтранса такая перспектива заложена. Насколько эта идея жизнеспособна в России? 

Бесплатный проезд — утопия? 

Бесплатный проезд в общественном транспорте можно будет ввести через 15 лет, считают в Минтрансе. В той или иной форме бесплатный общественный транспорт есть во многих странах. В 2017 году, по данным урбаниста Брюссельского свободного университета Войцеха Кебловски, в мире насчитывалось 99 городов с бесплатным общественным транспортом: 57 — в Европе, 27 — в Северной Америке, 11 — в Южной Америке, 3 — в Китае и 1 — в Австралии. 

В Таллине автобусы, троллейбусы и трамваи сделали бесплатными для местных жителей в 2013 году, а спустя пять лет Эстония распространила этот опыт на 11 из 15 регионов страны. 

В феврале 2020 года герцогство Люксембург стало первой страной в мире с бесплатным общественным транспортом. В отличие от Таллина, бесплатный проезд доступен всем, в том числе нерезидентам.

Директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко отметил в разговоре с Полит.ру, что для введения бесплатного общественного транспорта в России степень централизации процесса организации пассажирских перевозок должна быть выше, чем сейчас. 

«В Москве это теоретически возможно, хотя, конечно, экономика пассажирских перевозок становится не очень понятной, а в других российских городах, особенно там, где много частных перевозчиков и достаточно слабая городская администрация, это пока абсолютно нереалистично», — полагает эксперт.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин назвал на своей странице в Facebook бесплатный проезд на общественном транспорте в России утопией. Переходу к нему, по мнению профессора, могут препятствовать, в числе прочих, соображения социальной справедливости. Очевидно, что работа общественного транспорта будет финансироваться из городского бюджета, но не все налогоплательщики — пассажиры, и не все пассажиры — налогоплательщики. 

Пользователь платит

Минтранс предлагает, наряду с бесплатным транспортом, сделать платным проезд по большинству дорог на личных автомобилях. Предполагается, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. 

Внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением, указано в обновленном проекте транспортной стратегии, с которым ознакомился РБК.

Михаил Блинкин убежден, что к платным дорогам Россия, как и весь мир, без сомнения, перейдет. «Правда, если речь идет о том, чтобы финансировать расходы на общественный транспорт за счет автомобилистов, пока это выглядит маловероятным», — отметил эксперт в разговоре с Полит.ру. 

«В частности, московские автомобилисты сегодня покрывают всего 20 % расходов московского правительства на строительство, ремонт и содержание улично-дорожной сети столицы, организацию дорожного движения, парковочного пространства и интеллектуальной дорожной системы (эти 20 % складываются из транспортного налога, платы за парковку и акциза на топливо). Не хватает не то что на общественный транспорт, мы свои дорожные удовольствия пока покрывать не научились», — рассказал ученый. 

Михаил Блинкин также отметил тенденцию к снижению уровня автомобилизации населения. В Европе это происходит в течение последних пяти лет. В России этот показатель начал расти на рубеже 1980–1990 гг., но явно начнет снижаться в ближайшее время, уверен эксперт.

«Через 15 лет нас, автоплательщиков, будет маловато, чтобы купить общественный транспорт, тем более приличного качества», — добавил профессор. 

Константин Трофименко отметил, что система «пользователь платит» будет иметь смысл, когда количество электромобилей на дорогах увеличится хотя бы до трети личного автопарка, потому что в этом случает встанет вопрос — как наполнять дорожные фонды? 

«Сегодня дорожные фонды, из которых ремонтируют и строят новые дороги, пополняются за счет транспортного налога и топливных акцизов. Здесь принцип другой — сколько проехал, столько и заплатил. Транспортный налог рассчитывается для каждого конкретного автомобилиста, исходя из того, сколько и по каким дорогам он ездил. В целом система справедлива. Сейчас она тестируется в Нидерландах, но чтобы внедрить ее, следует перейти на нее полностью и отказаться от транспортного налога, ввести новую налоговую систему», — пояснил эксперт. 

«Вопрос о таком переходе [на механизм «Pay-as-you-go-tax» (он же E-road pricing) – то есть введение вместо налогов в цене бензина и всех прочих повинностей, связанных с пользованием дорогами и городскими улицами, универсальных платежей за километр пробега, взимаемых по дифференцированным ставкам и администрируемых с помощью IT-инструментов] обсуждался в научных журналах с 1960-х годов. В ряде стран и регионов мира (например, в штатах Орегон и Калифорния) пилотные проекты означенного типа действуют уже несколько лет. Пока что там идет речь о добровольном переходе на такую систему: платишь за фактический пробег по установленным ставкам и получаешь возврат по налогу, заложенному в цену топлива. Технологическая возможность для такого перехода есть сегодня в любом городе (регионе, стране) с достаточно развитой цифровой средой; к примеру, в Москве это можно сделать хоть сегодня», — написал Михаил Блинкин на своей странице в Facebook.

«В 2035 году у горожан будет другая транспортная логика»

В обновленной стратегии Минтранса отмечается, что механизм «пользователь платит» нужен, в том числе, для стимулирования использования общественного транспорта и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах. 

Как утверждает транспортный экономист Фредерик Эран из Университета Лиля, если с помощью введения бесплатного проезда предполагается пересадить автомобилистов на общественный транспорт, то эта мера «бессмысленна». 

«Исследования показывают, что новые пользователи общественного транспорта — это, в первую очередь, велосипедисты, затем пешеходы, и только потом автомобилисты. Очевидно, что эта мера направлена против велосипедистов и пешеходов и не сильно влияет на автомобилистов», — отмечает эксперт.

«Стимулировать население таким образом меньше ездить на личных автомобилях — это идея сегодняшнего дня, а не 2035 года, — полагает Михаил Блинкин. — Представления о городской мобильности меняются ураганным темпом. В 2035 году у горожан будет другая транспортная логика». 

По мнению Константина Трофименко, не исключено, что к 2035 году в связи с развитием экономики совместного использования, в частности, развития беспилотного каршеринга, традиционное сегодня противопоставление «общественный транспорт или личный автомобиль» может вообще уйти из общественной дискуссии. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).