будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Чечня
Май 17, 2025
Страна
Черкасов Александр

Беспредельная свобода

Беспредельная свобода
98_14

2 февраля Государственная Дума в рамках рассмотрения "антитеррористического пакета", сформированного в законодательном "портфеле" после теракта в Беслане, приняла поправки к Закону "Об обороне". Статья 10 Закона дополнена пунктом: "Вооружённые силы РФ могут применяться для противодействия террористической деятельности военными средствами в соответствии с законодательством РФ". До сего дня борьба с терроризмом в задачи армии не входила.

Стоп, скажет внимательный читатель. Что-то здесь не так. "Контртеррористическая операция" у нас в России продолжается пять с половиной лет, с начала августа 1999-го - и с самого начала в этой операции участвуют Вооружённые силы. Армия воевала в Чечне и пять, и десять лет назад, - правда, тогда это называли "разоружением незаконных бандформирований", - а поправки в закон принимают только теперь?

Сомнения, что и говорить, обоснованные. Но, может, лучше поздно, чем никогда? Возможно, приведение законодательства в соответствие со сложившейся практикой, с жизнью, позволит эту жизнь цивилизовать?

Вообще-то законы нужны, прежде всего, для борьбы с разрухой в головах. Это обычно помогает затем навести порядок в окружающем мире. Назвав вещи своими именами и ограничив норму, закон тем самым определяет и преступление, выход за эти границы - а далее уже и способы борьбы с ним. Кто, как и при каких условиях должен действовать, кто должен разрешать эти действия и контролировать исполнителя. Такие защитные механизмы нужны, чтобы используемое "лекарство" не оказалось хуже "болезни", а бесконечная борьба с преступлением не стала новой нормой жизни. Это - как технологическая документация и инструкции по технике безопасности для инженера или рабочего. Как карта, дорожные знаки и правила дорожного движения - для путешественника или водителя. Но в России, как мы знаем, дорог нет - есть направления...

"Своими именами", говорите? Вы очень удивитесь, но у нас в России, - сиречь в Чечне, - не было и нет войны, даже "вооружённого конфликта немеждународного характера": она там проходила под разными псевдонимами. Точно так же, не было и нет чрезвычайного положения со всеми его атрибутами - комендантским часом и т. п. Вместо последнего были "временные ограничения на передвижение в ночное время". И так везде - сплошные псевдонимы, эвфемизмы и личины.

"Рассудку вопреки", скажете? Но нет, была в том пара хитростей. Федеральный центр отказывался признавать стороной в конфликте сепаратистов - тех самых, что раньше были занесены в лежавшие в высоких кабинетах телефонные справочники в качестве законной власти маленькой республики, и даже званы в Кремль, - теперь их в упор не видели. Во-вторых, всевозможные силовые структуры освобождались от массы утомительных ограничений, накладываемых международным гуманитарным правом, типа по мирным жителям не стрелять и с пленными обращаться гуманно...

Обошли закон, да? Но то был лишь первый вираж политического слалома.

Скажем, для введения в Чечне чрезвычайного либо военного положения - что в первую, что во вторую войну - требовалась санкция верхней либо нижней палаты Федерального Собрания. Какие проблемы, скажете? Парламент тогда, - в 1994-м и в 1999-м - был отнюдь не ручной и не послушный, и одобрение инициатив власти исполнительной гарантировано не было. И тогда было найдено спасительное решение: использовать федеральный закон "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. 130-ФЗ, статья 7 которого позволяла привлечь вооруженные силы для участия в "контртеррористической операции". Правда, принимая на основании Ст. 10 Федерального Закона "Об обороне" решение об использовании вооруженных сил не по их предназначению, Президент был обязан учитывать и подпункт "З)" пункта 1 статьи 5 того же закона, из которого следует, что привлечение Вооруженных Сил и других вооруженных формирований с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению должно быть оформлено указом Президента - и затем утверждено Советом Федерации. Кроме того, поскольку этот документ не мог не повлечь ограничение прав граждан, он подлежал обязательному обнародованию - однако опубликован был только в 2002 году, и то частично...

Можно продолжить описание политико-правовых виражей. Согласитесь, хорошо наша власть держится на горных лыжах, обходя вешки?

Правда, были здесь неизбежные и не очень приятные последствия. Да, в контртеррористической операции - в Будённовске, в Кизляре или в Беслане - это было необходимо и допустимо. Вооружённые силы требовалось использовать немедленно, но локально. Вообще, в при определении "контртеррористической операции" подразумевалось "единство места и времени" (это было похоже на "правило горячего следа" из англосаксонского права: при преследовании преступника, скрывшегося в здании, полиция может немедленно войти туда без специальной санкции, нарушая тем самым habeas corpus). Но в 1999-м применительно к Чечне закон был истолкован произвольно и расширительно. "Операция" проводилась в течение многих лет на многих тысячах квадратных километров. Такая протяжённость в пространстве и во времени отрывала следствие - действия силовых структур - от причины - действий террористов. Свобода рук, господа!

"Силовикам" во "вторую чеченскую" были, по сути, предоставлены неограниченные права и возможности - но без какой-либо регламентации их использования, и без соответствующей системы контроля. По сути, был искусственно создан правовой вакуум. Результатом использования таких поистине беспредельных полномочий стал, разумеется, беспредел, тактика ответа "террором на террор". В итоге "машина смерти" стала "вечным двигателем", и террор вернулся в Россию - на Дубровку, на Каширское шоссе, на Рижскую, в Беслан, - как результат "контртеррористической операции".

Похоже, что власть, используя "маленькие хитрости" в обходе законов, уподобилась тому псковскому мужику, который кондуктора обманул - билет купил, а сам пешком пошёл...

Но теперь-то всё изменится, верно? Статью 10 Закона "Об обороне" поправили, и не нужны никакие специальные процедуры, никакие парламенты. Вот примет Дума весь "антитеррористический пакет", и...

Заполнит ли Закон сложившийся правовой вакуум - или эта "торричеллиева пустота" будет заботливо сохранена?

Пока всё, что мы знаем, - включая голосование в среду, - свидетельствует о втором: о расширении полномочий и облегчении процедуры их использования.

А в пустоте летать трудно - можно только падать.

Что же ещё должно случиться, чтобы гибельность этого пути стала очевидной?

См. также:

За того парня…

Между властью и террором

Война на Кавказе и мир в России

Черкасов Александр
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).