будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ православие
Июнь 18, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Без чудес

Без чудес
vip
VIP-кортеж у заднего входа в храм Христа Спасителя. Источник: «Эхо Москвы»/Эка Векуа

История про Дары волхвов (это слово теперь уже не означает рассказ О. Генри) очень смущает. И главное – не то, что интеллигенция не понимает символического языка, организаторы манипулируют чувствами людей, а люди безропотно стоят по 12 часов. Главное тут – то, что два входа. Не один, а два. В первый стоят по 12 часов, а во второй завозят ВИПов на лимузинах. И это все обесценивает: и символический язык, и чувства народа. Символический язык универсален, как объединение горнего и дольнего. Чувства индивидуальны – они у каждого свои и в каждом случае люди ждут «своего», своей встречи. Но настоящей встречи не происходит.

Это потому, что существуют две принципиально разные вещи: чудо и, условно говоря, маркетинг. Это два мира и две разных логики. Одна логика предполагает, что есть чудесный, магический предмет, символизирующий и подающий счастье, здоровье, удачу, семейное благополучие и все такое. За этим предметом можно ехать через всю страну, стоять днями и ночами, терпеть лишения и страдания, наконец. Потому что это – чудо. Оно дает даром, много и каждому отдельно. И чудо продать нельзя.

Дело в том, что для продажи есть другая логика – логика маркетинга. В ней есть товар, который разным таргет-группам продают за разные деньги. Есть, например, большие начальники и «нужные» люди, им продают за лояльность. Есть бартер для людей попроще – одни дают доступ к «товару», другие – массовостью обеспечивают рекламу и медиа-интерес. Есть совсем простой маркетинг – толпа замерзших людей переключает темы с неудобных (например, про «голубые» скандалы) на удобные. И все довольны. Но эта история не про чудо и не про встречу.

 

Тот факт, что есть два входа, означает, что логика чуда принесена в жертву логике маркетинга. Нельзя сделать вход для ВИПов и не попасть в логику маркетинга. Реализация социальных привилегий через доступ к магическим или сакральным объектам немедленно и автоматически превращает их в товар. Именно это, а совсем не мифическая «ненависть ко всему православному» движет разного рода либеральной интеллигенцией, которая в эфирах и колонках возмущается «зомбированием». Стоящих в очереди людей рассматривают как лохов, которых «разводят», как обманутых дольщиков или клиентов МММ. Их жалко, но они «сами виноваты».

Патриотические и православные защитники «даров» начинают защищать чудо и символику от риторических «десакрализаторов». Но ни дары не нуждаются в защите, ни «десакрализаторы» - в обличении. Это просто такой менеджмент, называется коммерциализация или монетизация символического капитала. Само чудо не продается, а вот средство лечения или амулет – запросто. Можно ли перевести объект обратно из одной категории в другую, из объекта в чудесный артефакт? Да, и очень просто – через социальную коммуникацию поверх иерархических барьеров.

Достаточно вообразить, что стоит очередь, например, к каким-то священным предметам. И тут к народу подходит царь. Натуральный самодержец, со всей харизмой и прочими красотами. Он не идет прямо к ВИП-дверям, а кланяется народу и говорит людям примерно так: «Простите люди добрые, Христа ради! Пришел, вот, поклониться честным дарам! Пропустите?». «Бог с тобой, царь-государь! Иди - поклонись, за нас помолись» и кланяются ему в ноги.  Все.

Но такой коммуникации не происходит. И не от того, что царя нет. Царь-то как раз есть, есть и бояре, и вельможи. Но нет вертикальной коммуникации, нет гласа, обращенного к людям. Есть два изолированных домена: начальников и людей. А между ними – условный ОМОН. И если надо обратиться из одного домена в другой - это только через них. Поэтому и получается, что два выхода, один для начальников, а другой – для остальных. И ОМОН охраняет границу. А «дары волхвов» - товар для лохов с очередью, а для начальников – без. Социальный товар, который работает на воспроизведение системы. Вы покупаете, они продают. Можно еще попытаться пролезть в дверь для начальников и получить товар с заднего входа. Но мне это неинтересно. Я хожу в другие магазины.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).