Продолжающийся вот уже десятый день марш офицеров на Москву напомнил тем, кто случайно забыл: наряду с задачей создания боеспособной профессиональной армии – вместо того, что у нас имеется сейчас, давно перезрела необходимость в четкой государственной концепции решения социальных проблем нынешних военнослужащих.
В бюджете на 2004 год вместе с прочими «силовыми» статьями заметно увеличиваются расходы на национальную оборону, которые в следующем году составят 412 млрд. руб. (в прошлом году было 345 млрд.) При этом «социалку» урезали. По словам заместителя бюджетного комитета Государственной Думы Михаила Задорнова, по сравнению с июльскими планами правительства этот раздел сократили на 5 миллиардов рублей. Зампред фракции СПС Борис Надеждин назвал принятый во втором чтении документ «бюджетом бедности». Принятие такого бюджета в предвыборный год – достаточно рискованный шаг для власти. Поскольку увеличение военных статей идет за счет удовлетворения аппетитов ВПК, а не решения социальных проблем военнослужащих, рассчитывать на то, что он принесет власти голоса военных, бесперспективно. И это в ситуации, когда одна из крупных нерешенных проблем, «висящих» на государстве – огромная армия офицеров, не обеспеченных жильем.
По данным Министерства обороны, на 1 января 2003 года семей офицеров, нуждающихся в жилье, было 170,4 тыс. По данным Профсоюза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области, число нуждающихся в жилье семей действующих и уволенных офицеров и сотрудников правоохранительных органов – 570 тыс. Как объяснили в Министерстве обороны, такая большая разница в цифрах происходит из того, что в официальную статистику не включены офицеры, которые уволились еще в советские времена и не успели получить квартиру - и, разумеется, сотрудники МВД.
По словам начальника отдела Минобороны по рассмотрению жалоб военнослужащих и членов их семей Юрия Поспеловского, с учетом внутреннего долга государства и цен на жилплощадь стоимость решения проблемы астрономическая. Правда, назвать эту астрономическую сумму чиновник не смог – сказал, что не знает. Но можно попытаться ее оценить. По данным Госкомстата, рыночная стоимость 1 кв. м жилья сейчас составляет 10 410 рублей. Исходя из этих данных, получаем итоговую цифру порядка 1,5 – 5,0 миллиардов долларов. Для сравнения: в бюджете 2004 год на расходы по гособоронзаказу заложено приблизительно 3,6 миллиарда долларов, при том, что всего на оборону и безопасность выделяется 24 млрд. Очевидно, государство считает, что перевооружение действующей армии куда важнее, чем условия жизни ее представителей.
Уже вторую неделю из Смоленска в Москву идут маршем 50 военнослужащих. За сутки они проходят по 30 километров. За ними едет пустой автобус, покрытый камуфляжной сеткой и обвешанный плакатами. Спят на земле в спальных мешках. Среди протестующих есть женщины – военнослужащие и вдовы офицеров. Их сложно отличить от мужчин – одеты в камуфляж, короткие прически спрятаны под кепки. Участники марш-похода собираются преодолеть 400 км и прибыть в Москву к началу Всероссийского форума по проблемам обеспечения жильем военнослужащих и сотрудников органов правопорядка, который начнется 23 октября. Проходить он будет в Колонном Зале, что само по себе указывает на то, что власти следят за происходящим. Вероятно, не без помощи профсоюза протестующие найдут, куда канализировать свою энергию – например, отправить в Государственную Думу обращение о том, чтобы та попросила президента взять этот вопрос под личный контроль. Эту инициативу, вполне выгодную в электоральном плане, но не накладывающую лишней ответственности, уже поддержал изрядный список представителей нижней палаты. Причем среди депутатов, направивших письма в поддержку офицеров, представлен весь политический спектр.
Государство хочет откупиться от бездомных офицером слишком малой ценой – предоставлением зала, парой показов по телевизору и катарсическим «президент уделил внимание этой проблеме». К прошлым выборам офицерам была кинута кость явно пожирнее. Как нам стало известно от информированного источника из Минобороны, в 1999 году было выделено 23,5 тыс. квартир для военнослужащих, это при том, что в 2000 дали 17,2 тыс. квартир. В 2001 и 2002 году – по 15,5 тыс.. В планах Минобороны на 2003 год – обеспечение квартирами 15 тыс. военнослужащих.
По данным Генерального Штаба, ежегодное количество выпускников военных училищ – 15 тыс., что замечательным образом совпадает с ежегодным количеством строящихся квартир для семей военных. Очевидно, что такими темпами проблема решена быть не может. Государство вспоминает о бесквартирных офицерах только перед выборами – между выборами ситуация просто консервируется. На этот раз, впрочем, правительство решило не суетиться. По данным Профсоюза военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в бюджете на 2004 год планируется потратить на решение этого вопроса 11,57 млрд. рублей, что даст военному ведомству 13,5 тыс. квартир. По данным того же профсоюза, чтобы не допустить роста числа бесквартирных, в 2004 году надо построить не менее 33,5 тыс. квартир. Впрочем, это число выглядит скорее завышенным.
Вообще все, что касается статистики, связанной с Министерством обороны, – дело довольно темное. В последние четыре года главное военное ведомство страны делает ежегодные заявления о том, что «в этом году будет построено более 25 тысяч квартир для военнослужащих». И этот год не исключение.
Проблема обеспечения жильем бесквартирных офицеров стала для государственной политики фигурой умолчания. Всем почему-то кажется, что создание боеспособной армии – задача более важная, чем решение социальных проблем армии имеющейся. То есть государство считает, что внешние угрозы, стоящие перед страной - бОльшие, чем внутренняя в лице полумиллиона озлобленных на государство людей, умеющих держать в руках оружие. Офицеры, как известно, не пенсионеры – сами по себе так быстро не вымрут. А, согласно принятой Правительством и Генеральным штабом концепции реформирования Вооруженных сил, количество бесплатных квартир, ежегодно выделяемых для военнослужащим, будет только сокращаться.
Проблема бесквартирных офицеров – одноразовая и решаемая. На данный момент бюджет уже выдерживает имеющуюся нагрузку. Один раз выдержит и бОльшую. В 2003 году Россия выплачивает 17,3 млрд. долларов по внешним долгам. В 2004 году эта сумма составляет 14,5 млрд. То есть нагрузка на бюджет сокращается почти на 3 миллиарда, что соответствует цене вопроса бездомных офицеров.