будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
беспорядки мигранты
Май 15, 2025
Страна
Сакоян Анна

Бирюлeво: от частного к общему

Бирюлeво: от частного к общему
biryulevo-5
Беспорядки в Бирюлево. Источник: Фото: great-ross/livejournal.com

«Народный сход» 13 октября 2013 г., а также предшествующие и последующие события, стали темой публикаций на страницах крупных международных СМИ. Ключевые слова, определяющие эти публикации, - "anti-migrant unrest", антимигрантские беспорядки.

В основе большинства публикаций лежит, с теми или иными дополнениями и перестановками, материал Reuters, в котором высвечиваются следующие темы. Первое – это полицейский рейд на овощебазу в Бирюлево с арестом около 1200 работавших там мигрантов. Далее следует рассказ о беспорядках «на юге Москвы», начавшихся с мирной демонстрации, участники которой требовали найти и привлечь к ответственности убийцу Егора Щербакова, а затем собравших толпу в несколько тысяч человек, которые громили витрины, выкрикивали нацистские лозунги и атаковали полицию.

Также сообщается, что это крупнейший всплеск беспорядков на националистической почве за последние три года – «со времен расистски окрашенного инцидента в Москве в 2010 г., когда несколько тысяч человек (преимущественно молодежи) устроили бунт прямо рядом с Кремлем». Наконец, приводится позиция власти: «Господин Путин часто говорил об опасностях насилия на религиозно-этнической почве в таком разнородном государстве. В этом месяце он сказал, что России нужны работники-мигранты, которые заняты в таких отраслях, как строительство. Однако в угоду антимигрантским настроениям он выразил мнение, что их численность можно ограничить в некоторых других секторах, в том числе в торговле».

 
Джек Голдстоун

В странах Запада тема конфликтов между исконным населением и (им)мигрантами, а также расово-этническими меньшинствами, обсуждается весьма широко, так как число (им)мигрантов в относительно благополучных странах растет. С одной стороны, у миграции есть веские причины – не в последнюю очередь, экономические. С другой стороны, приток рабочей силы извне в развитые экономики выгоден богатым странам как компенсация демографических изменений – прежде всего, речь идет об увеличении численности стариков относительно численности экономически активного населения. Об этом, в частности, рассказывал в своей лекции Джек Голдстоун (Jack Goldstone), который считает, что необходимо наладить эффективные каналы международного сообщения в области образования и трудоустройства и интегрировать иммигрантов так, чтобы они укрепляли экономические позиции страны. С третьей стороны, рост числа выходцев из чужих культур в новой среде может создавать конфликтогенную обстановку.

В связи с этим мнения расходятся. Есть сторонники ограничительной стратегии, полагающие, что иммиграционную политику нужно ужесточать и механически ограничивать рост численности иностранцев в государстве. Есть, с другой стороны, сторонники ассимиляции, которые, наоборот, стараются всячески поощрять приток квалифицированных кадров из-за рубежа (например, США и Канада), а также ассимилировать выходцев из непривычных для местной среды культур к локальной специфике (Германия).

В связи с тем, что тема весьма актуальна, международные институты заинтересованы в проведении социологических исследований, позволяющих выявлять закономерности и вырабатывать наиболее эффективные стратегии. Исследователи зачастую приходят к выводу о том, что необходима комплексная политика интеграции.

В 2003 г. подробное исследование социальных и экономических аспектов миграции было представлено на конференции, организованной Еврокомиссией совместно с ОЭСР. По итогам этого исследования авторы пришли к следующим заключениям: «Евросоюзу необходимо в срочном порядке разработать стратегию для интеграции мигрантов и этнических меньшинств. На то, что эта тема должна стать высокоприоритетной частью политической повестки, указывает целый ряд факторов, таких как демография, прогнозирование миграционных тенденций, продолжающаяся исключенность некоторых сообществ мигрантов во втором и третьем поколениях, а также то, как крайние правые используют общественные предрассудки и страхи об этнических и религиозных различиях.

 
Интеграция мигрантов. Фото: wikipedia.org

… Проанализировав опыт стран-участниц, мы можем извлечь ряд уроков. Интеграция – это двусторонний процесс, который требует как адаптации со стороны мигрантов, так и приятия со стороны общества. Необходимо, чтобы интеграционная политика была направлена на все общество, а не только на мигрантов и меньшинства. Говоря практически, это означает, что такая стратегия должна не только стремиться к тому, чтобы у мигрантов появлялись новые навыки, но и чтобы преодолевать институциональные барьеры, препятствующие интеграции, в том числе дискриминационные тенденции.

У исключенности и неравенства есть масса причин, и чтобы решить эти проблемы, необходимо принять целый ряд экономических, социальных, культурных и политических мер. Недостаточно сосредоточиться просто на интеграции в рынок труда или на адаптации культурных практик; нужен комплексный подход. Чтобы этого добиться, нужно сначала выявить специфические потребности различных расовых, этнических и религиозных групп и понять, в чем именно состоят различия между сообществами. Далее следует оценить величину тех экономических и социальных барьеров, с которыми они сталкиваются, включая дискриминацию».

Исходя из этого, как считают авторы, уже следует принимать конкретные меры – в ряде случаев специфические, направленные на решение частных проблем, но в первую очередь, общие, чтобы включить эти группы в общие схемы трудоустройства, образования, снабжения жильем и медицинского обслуживания.

Затем «социальные и экономические динамики среди мигрантов и этнических меньшинств подлежат мониторингу, результаты которого должны собираться в базу, а на ее основе должны приниматься дальнейшие политические решения и оцениваться воздействие стратегии на различные сообщества. Интеграция мусульманских меньшинств – это особенно важная задача, которой долгое время пренебрегали. Наконец, ключевая цель – это включенность в гражданскую активность и принятие политических решений – интеграция в понимание прав и обязанностей как временных резидентов, так и граждан. Это, с одной стороны, даст мигрантам основания быть заинтересованными в дальнейшей судьбе общества, в котором они оказались, а с другой стороны, выразит приятие большинством того факта, что участие мигрантов и меньшинств в формировании общего будущего возможно и желательно».

В 2012 г. вышло исследование Тииу Паас и Вивики Халапуу из Тартуского университета, посвященное отношению к иммигрантам и их интеграции в сообщество. Выводы созвучны с вышеизложенными: «Национальные институты должны создавать благоприятные условия для интеграции этнически неоднородных сообществ, чтобы поддерживать мирную атмосферу для экономической деятельности, а также создавать новые возможности для развивающегося предпринимательства».

 
Фото: ec.europa.eu

Исследование проводилось на материале порядка 30 европейских стран (включая Россию). Авторы, в частности, пытались установить, какие социальные факторы могут сказываться на отношении к приезжим. «Результаты нашего эмпирического анализа соответствуют ряду теорий, объясняющих то, как у людей формируется отношение к иммигрантам. Этнические меньшинства, горожане, люди с высшим образованием и относительно высоким доходом, а также люди, у которых есть опыт работы за рубежом, как правило, более спокойно относятся к иммигрантам в Европе. Более того, люди, которые высоко оценивают политическую и юридическую системы в стране, а также деятельность полиции (политическое доверие), в целом более толерантны.

Аналогичным образом люди с более оптимистичным взглядом на будущее в плане своего благосостояния и те, кто меньше опасается социально-экономических рисков, более миролюбивы по отношению к иммигрантам. С другой стороны, положение респондентов на рынке труда (занятость или отсутствие таковой) не сказывается статистически значимым образом на их отношении к иммигрантам…»

«Следует принять комплексные меры, - заключают авторы, - в число которых бы входило создание условий, располагающих к трудовой мобильности и усовершенствованию человеческого капитала, а также требуется работа СМИ по созданию положительного образа мультикультурного взаимодействия. Кроме того, взаимосвязь между локальной безопасностью и установлением контактов представляется важным фактором для дальнейшего повышения толерантности. Если местные жители будут больше знать об иммигрантах, они как группа перестанут ассоциироваться у них с преступностью автоматически, а только в тех конкретных случаях, где преступление действительно имело место».

Наконец, результаты еще одного исследования были опубликованы в 2005 г. в издании International Journal on Multicultural Societies (ЮНЕСКО). Темой этого исследования стало соотношение национальной идентичности и отношения к мигрантам. Анализ проводился на материале соцопросов в Испании, и авторы пришли к выводу, что при весьма отчетливой национальной идентичности (чтобы считаться настоящим испанцем, нужно соответствовать множеству требований) испанское общество в массе своей очень дружелюбно относится к чужакам. Из этого они делают вывод, что следует произвести «теоретическое переосмысление типологии национализма. До сих пор в литературе пристальное внимание уделялось националистической риторике о роли того или иного фактора в определении нации… Однако за националистической риторикой могут стоять контрастирующие между собой подходы: дискриминационный (закрытый) и постнациональный (открытый).

Это наблюдение открывает новые горизонты для анализа националистической риторики. Например, при анализе расистского характера немецкого национализма 1930-х гг. исследователям имеет смысл сосредоточиться не только на расистском содержании националистического дискурса, но и на том, почему на определенном этапе истории немецкий национализм стал закрытым для некоторых культурных групп. Причем ключевой социологической переменной в этом сдвиге должно быть повышение степени социальной закрытости, а не просто расистский характер риторики».

Сакоян Анна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).