В предстоящий единый день голосования Крым впервые будет проводить выборы по российским законам. 14 сентября на всем полуострове будут выбраны муниципальные советы, а также парламенты республики Крым и Севастополя, который имеет статус отдельного региона — города федерального значения.
В Севастополе выборы приобрели самый неожиданный оборот. Россияне привыкли, что партия власти, «Единая Россия», побеждает всегда и везде, зачастую при поддержке местной администрации. Поражения, конечно, порой происходят — но всякий раз это становится первополосной новостью. В Севастополе реализуется необычный сценарий: против ЕР не просто применяется административный ресурс: запрещаются митинги, ограничивается реклама и т. д., призывы не голосовать за кандидатов партии власти звучат от руководства местной ячейки этой самой партии.
Предыстория возникновения конфликта такова. 23 февраля, на следующий день после приятия Верховной Рады постановления, которое объявило Виктора Януковича «самоустранившимся от исполнения полномочий президент», в центре Севастополя прошел митинг «Народной воли против фашизма на Украине», в котором участвовало несколько десятков тысяч человек — огромное число да 350-тысячного города. Цель митинга была достаточно ясной: среди прочего там были плакаты «Путин — наш президент», «Россия, мы брошены, возьми нас обратно!».
Перед собравшимися выступил глава городской администрации Владимир Яцуба. Но призыв сохранять спокойствие и хранить единство с Украиной был встречен свистом. После этого митингующие избрали «народным мэром» Севастополя Алексея Чалого, известного бизнесмена, который за некоторое время до этого выступил против «Евромайдана», ассоциации с Европейским союзом и вступления в НАТО.
Понятно, что, с одной стороны, статус народного мэра был ничтожен с точки зрения украинского права, а с другой, игнорировать Чалого было невозможно. На следующий день Яцуба ушел в отставку, объяснив это тем, что назначивших его руководителей больше нет, а депутаты городского собрания назначили «народного мэра» главой Совета по обеспечению жизнедеятельности города. Полномочия этого совета никак определены не были, но с того момента Чалый фактически возглавлял городскую администрацию.
Именно Чалый прилетел в Москву, чтобы подписать договор о присоединении Крыма к России — 18 марта Севастополь, по российскому законодательству, стал городом федерального значения. После этого городские депутаты избрали Чалого губернатором Севастополя.
Несмотря на то, что Чалый являлся символом «русской весны» в Севастополе, уже через несколько недель после подписания договора он решил уйти в отставку. 14 апреля Чалый предложил президенту Путину назначить на пост и.о. губернатора Севастополя контр-адмирала в отставке, участника войны с Грузией 2008 года Сергея Меняйло. Непосредственно до перехода на работу в севастопольскую администрацию Меняйло занимался управлением всеми крымскими торговыми портами. Сам Чалый заявил в апреле, что хочет заниматься не рутиной, а стратегией развития города.
Месяц назад возглавляемое Чалым АСР предложило перспективный план развития города, который по идее должен был стать предвыборной программой «Единой Россией». Однако, опять же по информации местных СМИ, план АСР не понравился не только действующей администрации города, но и военным.
Дело в том, что сегодня Севастополь и Черноморский флот – это практически синонимы. Главные предприятия занимаются ремонтом или строительством судов, обслуживанием военно-морской базы и прочими мало интересными для гражданских лиц делами.
АСР же предложило превратить Севастополь в центр приборостроения. По расчетам экспертов, бюджет города уже через 5 лет может стать бездефицитным, а через 15 лет вырасти почти на порядок. Однако реализация плана означает, что в перспективе флот потеряет влияние в городе, потому что перестанет быть главным работодателем и инвестором, а непосредственно сейчас городская администрация не сможет извлекать выгоду из, например, торговли землей и прочими ценными, но «одноразовыми» ресурсами.
Именно после того, как проявилась неготовность согласиться со стратегией развития города, заговорили о конфликте между Чалым и Меняйло.
На парламентских выборах, в результате которых будет сформировано Законодательное собрание, севастопольцы выберут 24 депутата, из них восьмерых по одномандатным округам. Мало кто сомневается в победе списка «Единой России», намного интересней то, какая фракция в самой ЕР сможет одержать победу — сторонники Чалого (который идет первым номером в списке) или люди Меняйло (номера два).
Согласно процедуре, все парламентские фракции должны предложить президенту трех кандидатур на пост губернатора Севастополя, для того, чтобы тот выбрал из списка победившей на выборах партии одну и предложил ее на утверждение городскому парламенту. «Единая Россия» предложила в градоначальники Сергея Меняйло, начальника главного управления образования и науки Севастополя и секретаря местного отделения «Единой России» Виктора Оганесяна и руководителя исполкома отделения партии Бориса Колесникова.
Таким образом, Чалый уже точно не станет губернатором, но сохраняет возможность стать спикером Законодательного собрания. Таким образом, в Севастополе может создаться традиционный для города, где градоначальника назначал Киев, но невиданный для России конфликт губернатора и ЗакСа.
В конце августа Чалый открыто выступил против нынешних городских властей, обвинив их в опубликованном в интернете видеообращении в некомпетентности и чванстве, причем Сергей Меняйло воспринял высказывание предшественника на свой счет.
Вмешательство Москвы заставило принять концепцию Агентства в качестве предвыборной программы, но вряд ли можно ожидать легкости в реализации принятого через силу.
9 сентября выступил уже Виктор Оганесян. Он заявил, что Чалый хочет стать спикером Законодательного собрания и для этого старается провести в парламент своих сторонников. «А семь мажоритарщиков из восьми и часть кандидатов из партийного списка — либо его родственники, либо люди, которые находятся у него на содержании», — заявил секретарь ЕР. В связи с этим Оганесян призвал голосовать за список ЕР, но против одномандатников, которые выдвинуты этой партией.
Бороться действующей администрации против Чалого тем более сложно, что опросы показывают: севастопольцы, будь их воля, избрали бы себе губернатором именно его.