В четверг столичная полиция при поддержке сил федерального Министерства внутренних дел и ОМОНа провела целую операцию против так называемой «секты бога Кузи». Обыски в занимаемых сектой квартирах уже проходили в мае прошлого года — но, как выяснилось, этого оказалось недостаточно для пресечения деятельности одной из самых известных в столичном регионе псевдопрвославной структуры.
Обыски и задержания начались рано утром — в 5 часов. Столичные полицейские при поддержке ОМОНа провели рейд по семи квартирам в Москве, задержали самого «бога Кузю», его ближайших сподвижников, изъяли специфическую литературу, компьютеры, все бухгалтерские записи, экзотических животных, а также 43 млн рублей и 100 тысяч долларов наличными.
Против лидера секты Андрея Попова, более известного под прозвищем «бог Кузя», возбуждено дело о мошенничестве (ст. 159 УК РФ). Кроме того, управление дознания ГУ МВД России по Москве приняло к производству уголовное дело по статье «Побои», ранее возбужденное УВД по Центральному округу Москвы. В рамках следственных мероприятий уже допрошены адепты секты.
«Секта бога Кузи», как ее любят называть журналисты, — одна из самых известных не только в столичном регионе, но и вообще в России. Точно о ее ранней истории известно очень мало. Судя по всему, свою деятельность на этом поприще Андрей Попов начал на рубеже 1990-х и 2000-х годов.
Андрей Попов родился в 1977 году в Долгопрудном. Отца в семье не было, а мать часто жестко наказывала мальчика, желая вырастить из него настоящего мужчину. В итоге воспитание мальчика взяла на себя, как это часто бывает, бабушка, которая увлекалась религиозной и эзотерической литературой. Уже в 14 лет Андрей решил, что является богом.
Известно, что мальчик очень любил зверей, но ему разрешили держать только краба и попугая. Этот факт объясняет и появление в занимаемых сектой помещениях множества экзотических зверей, и странное прозвище Андрея Попова — Кузей звали его попугая. У Попова очень плохое зрение, на этом основании он получил инвалидность. Сам он, впрочем, утверждает, что полностью ослеп в три месяца, когда пережил клиническую смерть.
На персональном сайте Андрея Попова, естественно, он подается как человек, наделенный всеми возможными талантами. Он и историк, и биолог, и философ, и религиовед, и психолог, и поэт, и писатель, и художник, и композитор, и певец. «Это талантливый художник, который пишет картины "отпущенной рукой": рука сама выбирает нужный цвет карандаша, и рисует то, что задано в названии картины. В символах закодирована информация о том, как называется картина, это монография на астральном языке», — говорится на сайте.
Секта как таковая начала формироваться в конце 1990-х или в начале 2000-х гг. Сначала Попов читал лекции околоправославного содержания в помещении Института почвоведения, тогда он называл себя епископом Романом и даже служил в самодельном храме в Лобне — естественно, никаких чинов и санов РПЦ ему никогда не присваивала.
Слушателей Попов находил на многочисленных православных ярмарках, которые постоянно проходят в Москве. Некоторые проблемы возникали из-за того, что Попов провозгласил себя епископом: в РПЦ их считанное количество. Именно этот вопрос стал поводом для обсуждения деятельности Попова на форуме дьякона Андрея Кураева в 2008 году. Тогда впервые стало однозначно понятно, что Андрей Попов не является епископом в принципе, ни РПЦ, ни УПЦ, ни Зарубежной православной церкви, ни штатным, ни заштатным.
В результате Попов перестал называть себя епископом, с тех пор он просто бог. По его расчетам, в его теле живут частички множества душ, в том числе Иисуса Христа, Елены Блаватской, Юлия Цезаря, Михаила Ломоносова и т. д. «Я был Богом, который создал Христа. В восемь раз больше, чем Христос, я уже сделал», — заявил он в одном из своих выступлений.
И тут появляется второй вероятный источник его псевдонима. «Кузя-бог» — прозвище Кузьмы Алексеева, предводителя крестьянских волнений среди мордвы в начале XIX века. Не исключено, что Алексей Попов просто хотел вписать свою секту в рамки «народного православия» — набора практик и явлений, которые, так или иначе, выросли из официальных религиозных обрядов или оставшихся следов язычества в российском обществе и отвечают на неудовлетворенные официальной церковью религиозные запросы.
«Сразу надо оговориться, что это социальное явление — совокупность различных практик, нередко имеющих к православной вере самое косвенное отношение, но зато весьма неплохо встроенных в процесс инвестирования народом средств в область религиозного», — писал на «Полит.ру» историк христианства Алексей Муравьев еще в 2013 году.
Характерно, что первой обратила внимание на «секту бога Кузи» именно Русская православная церковь. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества в апреле 2013 года выпустил специальное разъяснение относительно участия представителей «бога Кузи» в православных ярмарках.
«Некоторые православные выставки перестали сегодня отвечать своему названию. Их организацией занимаются светские выставочные компании, к которым Московская Патриархия не имеет никакого отношения. Число экспонентов — представителей Русской Православной Церкви — на этих выставках также неуклонно снижается и составляет, как правило, не более 30% от общего числа участников, что, однако, не мешает организаторам именовать выставки "православными". На подобных мероприятиях часто продаются товары широкого потребления, при этом довольно низкого качества. Но гораздо большее беспокойство вызывает тот факт, что данные выставки стали излюбленным местом деятельности околоправославных сект, и в частности, так называемой секты "бога Кузи"», — говорится в документе.
В разъяснении РПЦ говорится, что основной доход секте приносит именно участие ее членов на «православных выставках». Представители секты выдают себя за представителей, как правило, малоизвестных храмов или монастырей и предлагают посетителям ярмарок заказывать всевозможные молебны и требы. По данным РПЦ, «на одной только выставке секте может принадлежать от 30 до 40 стендов, что в итоге приносит огромный доход руководству секты».
Деятельность «секты бога Кузи» долгое время была интересна РПЦ, но абсолютно не заботила государственные органы. Это могло означать, что Церковь, таким образом, проявляет заботу о заблудших душах прихожан, а могло быть знаком того, что «бог Кузя» оказался серьезным бизнес-конкурентом РПЦ.
Православные ярмарки — по определению коммерческое предприятия, и то, что РПЦ вытесняют оттуда более конкурентоспособные компании, в том числе и «секта бога Кузи», могло заставить руководство официальной Церкви задуматься о «нерыночных» способах борьбы. В том числе задействования PR-возможностей для разрушения репутации секты и использование «административного ресурса» в виде тесных связей с государством.
Вообще, участие государства в борьбе с тоталитарными сектами — довольно спорный вопрос. Никто физически не заставляет людей участвовать в работе объединений, разрывать контакты с родственниками, передавать имущество и т. д. Телесные истязания, которые, судя по всему, присутствовали в практике и «секты бога Кузи», также очень сложно преследовать без показаний пострадавших, а они их дают, как правило, крайне неохотно, поскольку доверяют лидерам своих организаций.
В статье 239 российского Уголовного кодекса прописано наказание за «создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан», но применяется она крайне редко. В решениях судов она иногда встречается в результате опечатки. Например, в июне 2015 года в решении Октябрьского районного суда Белгорода под этим номером значится статья «Халатность», хотя в УК она идет под номером 293.
Как бы то ни было, государство удалось подключить к кампании против «секты бога Кузи» только в 2014 году. Весной прошлого года как раз было возбуждено всплывшее сейчас дело о побоях, а также прошли обыски в двух квартирах, которые занимали представители секты — на Краснопролетарской улице и в Большом Кондратьевском переулке в Москве. Были изъяты фото- и видеоматериалы, более 200 млн рублей, а также переданы в зоопарк более 50 редких животных (крокодил, игуана, броненосец, варан и т. д.).
Ни к каким серьезным последствиям, впрочем, обыски полуторагодичной давности не привели. Видимо «бог Кузя», или его ближайшие помощники, достаточно хорошо подкованы юридически. В 2014 году заявлялось, что Попова подозревают не только в побоях, но и в хранении детской порнографии, а также в «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (ст. 165 УК). Попов сходил на допрос в полицию, но от дачи показаний отказался, обвинения в итоге так и не были предъявлены. Бизнес секты, судя по найденным сегодня пачкам наличности, продолжил процветать. Сейчас Попов также отвергает все обвинения и заявляет, что найденные деньги ему не принадлежат.
Судя по тому, что на этот раз к обыскам были привлечены силы федерального МВД, вторая атака на «бога Кузю» подготовлена серьезно и секта может быть, наконец, разрушена. Сделать это не так уж и сложно: она основана на личности лидера, которого можно дискредитировать или изолировать от адептов, например, в колонии. Проблема только в том, что если бизнес-модель «бога Кузи», которая базируется на работе с клиентами через «православные ярмарки», все еще эффективна, то очень скоро на его месте может появиться другая организация, может быть не столь одиозная, а может быть, напротив, куда более агрессивная.