В конце октября в Калининградской области работала Комиссия Министерства природных ресурсов, проверявшая соблюдение экологических норм предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности региона. Как известно, Калининград уже совсем скоро окажется в анклавом на территории Евросоюза, который имеет высокие требования к чистоте окружающей среды. Россия не может не учитывать этот фактор, однако спохватилась она, как водится, буквально в последнюю минуту.
На всех крупных предприятиях комиссия выявила грубые нарушения. Ни Неманский ЦБК, ни Советский ЦБЗ, ни ЗАО СП "Цепрусс" в Калининграде не производит биологической очистки сточных вод. Помимо этого у "Цепрусса", как выяснилось, нет лицензии на сброс стоков реку Преголя, он не имеет законно установленной санитарно-защитной зоны, а также незаконно пользуется артезианскими скважинами в то время, когда Калининград страдает от недостатка питьевой воды.
Обнаружив это, комиссия выдала крайне жесткое предписание, соответствующее остроте нынешнего политического момента, но при этом крайне трудно выполнимое. Советскому ЦБЗ и ЗАО СП "Цепрусс" было предписано уже с 4 ноября прекратить незаконный сброс сточных вод с 4 ноября 2002 г. Фактически, это означает закрытие обоих предприятий. Неманскому ЦБК, представившему план реконструкции, дана отсрочка.
Руководство региона оказалось перед практически неразрешимой дилеммой. Подчиниться предписанию комиссии МПР, означало гарантированно вызвать в регионе социальный взрыв и нанести удар по региональному бизнесу, неподчинение означало конфликт с федеральным министерством. Губернатор Владимир Егоров выбрал последнее, не без основания надеясь, что с Москвой проще уладить отношения, нежели с местным бизнесом и избирателями.
1 ноября на совещании руководителей целлюлозно-бумажных предприятий региона он заявил, что предприятия продолжат работу, не смотря на предписания федеральных органов.
Это не могло не вызвать возмущение экологов, которые в течение ряда лет делали все для того, чтобы обратить внимание властей региона и комитета природных ресурсов по Калининградской области на деятельность предприятий-загрязнителей. Что же мешало раньше начать работы хотя бы по разработке проектов реконструкции? Будь эти призывы вовремя услышаны, ситуация не зашла бы в тупик да еще в такой момент, когда к Калининградской области приковано внимание и Москвы, и Евросоюза.
5 ноября группа "Экозащита!" направила в адрес губернатора открытое письмо. "Можно понять и разделить недовольство руководителей предприятий такими суровыми решениями федеральной комиссии, - говорится в нем. - Однако нельзя позволять администрациям предприятий, нарушающих российское природоохранное законодательство и не выполняющих своих обязательств перед государством, прикрываться правами своих сотрудников, остающихся в этой ситуации без работы. Можно понять и разделить тревогу главы администрации Калининградской области, связанную с ростом социальной напряженности, которая может последовать за вынужденной остановкой предприятий, где работают сотни калининградцев. Однако это не может служить оправданием для нарушения законодательства, а также не дает Вам права ставить интересы крупного бизнеса, то есть ЗАО "Цепрусс", выше законов Российской Федерации.
Мы совершенно уверены в том, что местные власти должны служить примером для граждан во всех сферах существования государства и, в первую очередь, в сфере исполнения законов. И в тех случаях, когда на территории региона происходит выявление нарушений законодательства, местная власть обязана всячески способствовать не усугублению, а исправлению ситуации. В данном случае - заставить администрацию предприятий, давно и беззастенчиво загрязняющих окружающую среду и нарушающих право калининградцев на благоприятную окружающую среду, незамедлительно выполнить все предписания, сделанные федеральной комиссией. В противном случае, Вам следует отменить действие федеральных законов на территории Калининградской области за их полной ненадобностью".
Увы, эти аргументы настолько же очевидны, насколько и бессильны. Сама по себе ситуация столкновения принципа верховенства права с социально-экономическими соображениями является по сути своей ненормальной, поэтому, в сущности, не является нормальным ни один из возможных выходов из нее.
Нынешняя калининградская коллизия заставляет задуматься о том, о чем недавно рассказывал "Обществу.Ру" один из руководителей российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Евгений Шварц - бизнес и экология вовсе не являются непримиримыми антагонистами. Поиск компромисса между ними не просто возможен - в сущности, он является необходимым условием для устойчивого развития регионов, стран и планеты в целом. Калининградский клинч, к сожалению, стал еще одной - и совершенно лишней! - иллюстрацией бесперспективности иных подходов.
Скорее всего, Советский ЦБЗ и ЗАО СП "Цепрусс" все-таки пойдут по стопам Неманского ЦБК и в конце концов произведут у себя долгожданную реконструкцию. Нынешняя острая ситуация должна стимулировать их руководство к поиску средств и технических решений. Таким образом, рано или поздно требования экологов все-таки будут удовлетворены. Однако до той поры по реке Преголя в рыболовные угодья Балтики по-прежнему будут поступать ядовитые стоки, жители области, сохранив работу, по-прежнему будут подвергать опасности свое здоровье и будущее своих детей. А закон? Закон потерпит, он привычный...