Эпидемия коронавирусной инфекции выявила, помимо прочего, недостатки в организации медицины в разных регионах. В качестве примера можно привести Санкт-Петербург — пятимиллионный город, четвертый по численности населения регион России.
По официальной статистике в Петербурге на 1 млн жителей всего 3609 заболевших. Для сравнения: в Москве 15,7 тысяч, а в Нижегородской области более 4 тысяч. По этому показателю город находится на вполне пристойном 17 месте. А вот умерших от коронавирусной инфекции в Петербурге 90 на миллион. Больше только в Дагестане, Ингушетии и Москве.
При этом в Петербурге развернуто 6744 койки для больных коронавирусной инфекцией, к июню в городе осталось только три крупных клиники, которые не были или полностью, или частично перепрофилированы под лечение ковида. 18 июня губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил, что город исчерпал возможности перепрофилирования больниц под коронавирус, поэтому город будет развивать переоборудованный из выставочного зала госпиталь «Ленэкспо», там оборудуют еще 2,5 тысячи коек.
В том, что стало причиной для столь неприятного развития эпидемии специалисты наверняка будут разбираться после того, как прекратиться аврал, но о кое-каких признаках можно говорит уже сейчас.
Например, в феврале 2020 года, когда городу, в теории, уже стоило начинать готовиться к распространению коронавирусной инфекции, был уволен главный врач больницы имени Боткина Алексей Яковлев. Это крупнейшая не только в городе, но и в стране инфекционная больница, а Яковлев возглавлял ее аж в 1994 года. Убрали функционера максимально тихо, без громких скандалов, расследований и обвинений. В комитете здравоохранения заявили только о «системных нарушениях требований санитарно-эпидемиологического законодательства». Так что общественности приходится самостоятельно разбираться в произошедшем.
Стоит признать, что петербургская больница имени Боткина в последнее время часто оказывалась в центре внимания. В 2018 году сообщалось, что в больнице 4 месяца хранились опасные медицинские отходы. Также в какой-то момент выяснилось, что задолженность больницы достигла 1,5 млрд рублей. Этот неприятный «факт» идет в разрез со словами бывшего главного врача, заявившего, что он на протяжении многих лет «вытаскивал медучреждение из кризиса». Уже в 2019 году журналист Илья Варламов опубликовал репортаж о положении дел Боткинской больнице, который так и озаглавил: «В Петербурге развалилась крупнейшая в России инфекционная больница». Интересно, что у Яковлева есть и защитники. Например, в репортаже издания «Проект» указывается на то, что увольнение Яковлева имеет «политический аспект». Почему этот «аспект» возник только в феврале, накануне распространения эпидемии в России внятного ответа, впрочем, нет.