будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 10, 2025
Страна

Большая Москва: муниципальные политики ропщут

Большая Москва: муниципальные политики ропщут
DSCN0106
Фото: Евгений Ершов

Руководители муниципальных образований раскритиковали расширение Москвы и свои новые полномочия. По мнению экспертов и представителей муниципалитетов, расширение столицы не делает ее удобней для жизни, а способы влиять на происходящее во дворах и домах по-прежнему остаются трудоемкими и малодейственными.

Представители руководства столичных муниципалитетов и эксперты встретились 24 июля для обсуждения последствий расширения границ Москвы и получения новых полномочий, которые начинают действовать с 1 августа. В ходе встречи и эксперты, и муниципалы обрушили шквал критики в адрес тех изменений, что проводит сейчас руководство главного города страны. В частности, ни эксперты, ни представители граждан в муниципалитетах не видят в расширении Москвы общей стратегии, не получали на руки никакого плана, а изменения в организации местного самоуправления считают декоративными. При этом

указания, поступающие из Мосгордумы, формируются без учета мнения жителей и ученых-специалистов.

Так по мнению и. о. руководителя муниципального образования Дорогомилово Зои Шаргатовой, в телодвижениях властей вообще царит хаос.

«То, что мы видим и слышим сейчас [про расширение границ Москвы] – это спущенные сверху идеи, родившиеся неизвестно в чьей голове. И власти, и законодательные, и исполнительные, ломают голову, как эти идеи воплотить в жизнь. Стратегию развития Москвы в целом, с учетом новых территорий, пытаются подстроить под идею, которая постоянно меняется. И этот подход не опирается ни на мнение гражданского общества, ни на мнение экспертного сообщества. В итоге единого, глобального взгляда на проблему развития и расширения Москвы просто нет.

Никакой стратегии не существует, все происходит стихийно. И пока это приводит к тому, что Москву превращают просто в большой логистический центр»,

- заявляет Шаргатова.

Последнее, по мнению и. о. главы МО Дорогомилово, легко увидеть в строительстве бесконечных складов, логистической инфраструктуры и уничтожении столичной экологии.

«И все это на фоне отсутствия вообще какого-либо плана развития транспортной сети и инфраструктуры в целом. В итоге

люди не могут никуда доехать и не могут открыть у себя дома окно»,

- подчеркивает муниципальный депутат.

При этом само по себе расширение границ столицы у Шаргатовой не вызывает возражений, оно воспринимается как насущная необходимость. Возражения вызывают лишь способы, которыми это делается. «Москва должна расширятся, - считает она, - но власть должна пойти навстречу гражданскому обществу, начать с ним считаться».

Зампред муниципального собрания Войковское Александр Закондырин тоже не против расширения Москвы как такового. Но при этом он отмечает, что полномочия, которые сегодня в связи с расширением передаются на уровень муниципалов, пока только «декларация серьезности намерений», а не что-то реальное. И это в ситуации, когда

идею важности местного самоуправления до руководства столицы муниципальные депутаты безуспешно стараются донести с 2002 года.

 «Местное самоуправление в Москве на сегодня, даже с приходом новой администрации [Собянина], остается чем-то неполноценным. Например, передача капремонта домов и благоустройства территорий муниципалам – декларация серьезности намерений властей. Это сигнал, с одной стороны, управе и префектуре, с другой - руководителям коммунальных служб, что эти люди (муниципальные депутаты – «Полит.ру») включены в принятие решений», - считает зампред МО Войковское.

По его мнению, от такой декларации властям следует перейти к реальным поступкам, когда власть на местах будет принадлежать именно муниципалам. Принадлежать в том объеме, когда решения принимаются внизу, получая начало в инициативе граждан, а не наоборот, когда граждане подстраиваются под решения чиновников.

«Нам нужен обратный механизм принятия решений: не когда чиновники в экстренном порядке предложили вам представить адресный перечень территорий под благоустройство, а когда граждане сами решают, что и когда им нужно благоустраивать», - говорит Закондырин. – «А у нас существует градостроительная земельная комиссия, возглавляемая мэром города Москвы, и

ни одну мелочь нельзя построить, если проект не посмотрел лично Собянин.

И весь механизм работы выстроен таким образом, что в него не включены, даже как совещательный голос, муниципальные депутаты».

На сегодня же передача полномочий муниципальным депутатам не подкреплена финансированием, что, по сути, оставляет власть за Мосгордумой. И даже сами

полномочия переданы по такой процедуре, что могут быть отозваны в любую минуту.

«Нам передали полномочия, но не передали соответствующих финансов. И у нас зависимость местных бюджетов от субвенций Москвы все равно остается около 80%. И самое последнее. Многие сегодня говорят, что переданы полномочия, но нельзя забывать, что это государственные полномочия, переданные муниципальным образованиям. Это не самостоятельные полномочия органов местного самоуправления. То есть сегодня их дали, а завтра могут отобрать», - резюмировал депутат.

То же самое говорят и эксперты, но выражаются они куда жестче. Председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков уверен, что

передача муниципальным депутатам новых полномочий – это вообще фикция и «плохая игра» московских властей.

 «У нас как бы передаются функции с уровня Москвы на уровень муниципальной власти. А при этом они на самом деле не получают ни полномочий, ни средств, а значит, не получают реальной возможности решить многие вопросы. Да и как муниципалитет может повлиять на коммуналку, если вся она чисто городская («Мосводоканал» – городская структура, канализационная система – городская и так далее) и никогда не разделится?».

 «В итоге какие функции они собираются передать? По ремонту? Так это собственность. Либо Москвы, то есть социальный найм, либо отдельных собственников. По благоустройству? Так это городская земля, она ни в чью собственность не передана.

Депутаты получают возможность только письма писать, чего-то требовать и не более»,

- считает Широков.

 И с ним, и с Шаргатовой, согласен профессор факультета управления крупными городами МосГУ, один из авторов устава города Москвы Владимир Плотников. Он уверен, что глобальной идеи в стратегии развития столицы нет, а передача полномочий не дает надежды на изменение ситуации.

«Положение муниципальных депутатов в столице не меняется фактически никак. И никому, ни им, ни жителям города, ни жителям так сказать новой Москвы не следует ждать каких-либо особых изменений», - уверен эксперт.

Эксперты при этом также против самого расширения не возражают. Но видят его по-разному. Так Широков предлагает планировать расширение с «центрами притяжения» рабочей силы, так, чтобы не заставлять столицу каждый день наполняться приезжающими из-за МКАДа. А Плотников вообще предлагает не осторожничать, увеличивая территорию по кусочкам, а взять, и присоединить целиком Московскую область к Москве.

«В Москве завершены первый и второй этапы, типичные для развития крупных городов: территория внутри городской черты освоена полностью (первый этап) и жители, трудящиеся в столице, активно селятся на прилегающих территориях в области (второй этап), создавая ежедневную волну трудовой миграции.

Мы должны пойти по примеру Токио и Парижа и завершить третий этап – полностью присоединить Московскую область к Москве», - считает Плотников.

 По мнению Шаргатовой, позитивные изменения в ходе расширения Москвы возможны, если те, кто отвечают за стратегию, обопрутся на оценку жителей и экспертов. А Закондырин поясняет, что пока этого не понимают «наверху», для граждан остается только путь инициативы «снизу».

«Сегодня, как и ранее, чтобы чего-то добиться от властей, граждане должны объединяться и совместно, определив задачу, массой требовать ее у властей.

Это не просто бывает, но только так власть может их услышать», - заявил зампред МО Войковское.

Были ли поняты, или хотя бы услышаны собравшиеся мэрий Москвы – пока неизвестно. Ни руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы Шуленин, ни заместитель мэра Анастасия Ракова, хоть и были приглашены, на встречу не явились. 

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).