Руководители муниципальных образований раскритиковали расширение Москвы и свои новые полномочия. По мнению экспертов и представителей муниципалитетов, расширение столицы не делает ее удобней для жизни, а способы влиять на происходящее во дворах и домах по-прежнему остаются трудоемкими и малодейственными.
Представители руководства столичных муниципалитетов и эксперты встретились 24 июля для обсуждения последствий расширения границ Москвы и получения новых полномочий, которые начинают действовать с 1 августа. В ходе встречи и эксперты, и муниципалы обрушили шквал критики в адрес тех изменений, что проводит сейчас руководство главного города страны. В частности, ни эксперты, ни представители граждан в муниципалитетах не видят в расширении Москвы общей стратегии, не получали на руки никакого плана, а изменения в организации местного самоуправления считают декоративными. При этом
Так по мнению и. о. руководителя муниципального образования Дорогомилово Зои Шаргатовой, в телодвижениях властей вообще царит хаос.
«То, что мы видим и слышим сейчас [про расширение границ Москвы] – это спущенные сверху идеи, родившиеся неизвестно в чьей голове. И власти, и законодательные, и исполнительные, ломают голову, как эти идеи воплотить в жизнь. Стратегию развития Москвы в целом, с учетом новых территорий, пытаются подстроить под идею, которая постоянно меняется. И этот подход не опирается ни на мнение гражданского общества, ни на мнение экспертного сообщества. В итоге единого, глобального взгляда на проблему развития и расширения Москвы просто нет.
- заявляет Шаргатова.
Последнее, по мнению и. о. главы МО Дорогомилово, легко увидеть в строительстве бесконечных складов, логистической инфраструктуры и уничтожении столичной экологии.
«И все это на фоне отсутствия вообще какого-либо плана развития транспортной сети и инфраструктуры в целом. В итоге
- подчеркивает муниципальный депутат.
При этом само по себе расширение границ столицы у Шаргатовой не вызывает возражений, оно воспринимается как насущная необходимость. Возражения вызывают лишь способы, которыми это делается. «Москва должна расширятся, - считает она, - но власть должна пойти навстречу гражданскому обществу, начать с ним считаться».
Зампред муниципального собрания Войковское Александр Закондырин тоже не против расширения Москвы как такового. Но при этом он отмечает, что полномочия, которые сегодня в связи с расширением передаются на уровень муниципалов, пока только «декларация серьезности намерений», а не что-то реальное. И это в ситуации, когда
«Местное самоуправление в Москве на сегодня, даже с приходом новой администрации [Собянина], остается чем-то неполноценным. Например, передача капремонта домов и благоустройства территорий муниципалам – декларация серьезности намерений властей. Это сигнал, с одной стороны, управе и префектуре, с другой - руководителям коммунальных служб, что эти люди (муниципальные депутаты – «Полит.ру») включены в принятие решений», - считает зампред МО Войковское.
По его мнению, от такой декларации властям следует перейти к реальным поступкам, когда власть на местах будет принадлежать именно муниципалам. Принадлежать в том объеме, когда решения принимаются внизу, получая начало в инициативе граждан, а не наоборот, когда граждане подстраиваются под решения чиновников.
«Нам нужен обратный механизм принятия решений: не когда чиновники в экстренном порядке предложили вам представить адресный перечень территорий под благоустройство, а когда граждане сами решают, что и когда им нужно благоустраивать», - говорит Закондырин. – «А у нас существует градостроительная земельная комиссия, возглавляемая мэром города Москвы, и
И весь механизм работы выстроен таким образом, что в него не включены, даже как совещательный голос, муниципальные депутаты».
На сегодня же передача полномочий муниципальным депутатам не подкреплена финансированием, что, по сути, оставляет власть за Мосгордумой. И даже сами
«Нам передали полномочия, но не передали соответствующих финансов. И у нас зависимость местных бюджетов от субвенций Москвы все равно остается около 80%. И самое последнее. Многие сегодня говорят, что переданы полномочия, но нельзя забывать, что это государственные полномочия, переданные муниципальным образованиям. Это не самостоятельные полномочия органов местного самоуправления. То есть сегодня их дали, а завтра могут отобрать», - резюмировал депутат.
То же самое говорят и эксперты, но выражаются они куда жестче. Председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков уверен, что
«У нас как бы передаются функции с уровня Москвы на уровень муниципальной власти. А при этом они на самом деле не получают ни полномочий, ни средств, а значит, не получают реальной возможности решить многие вопросы. Да и как муниципалитет может повлиять на коммуналку, если вся она чисто городская («Мосводоканал» – городская структура, канализационная система – городская и так далее) и никогда не разделится?».
«В итоге какие функции они собираются передать? По ремонту? Так это собственность. Либо Москвы, то есть социальный найм, либо отдельных собственников. По благоустройству? Так это городская земля, она ни в чью собственность не передана.
- считает Широков.
И с ним, и с Шаргатовой, согласен профессор факультета управления крупными городами МосГУ, один из авторов устава города Москвы Владимир Плотников. Он уверен, что глобальной идеи в стратегии развития столицы нет, а передача полномочий не дает надежды на изменение ситуации.
«Положение муниципальных депутатов в столице не меняется фактически никак. И никому, ни им, ни жителям города, ни жителям так сказать новой Москвы не следует ждать каких-либо особых изменений», - уверен эксперт.
Эксперты при этом также против самого расширения не возражают. Но видят его по-разному. Так Широков предлагает планировать расширение с «центрами притяжения» рабочей силы, так, чтобы не заставлять столицу каждый день наполняться приезжающими из-за МКАДа. А Плотников вообще предлагает не осторожничать, увеличивая территорию по кусочкам, а взять, и присоединить целиком Московскую область к Москве.
«В Москве завершены первый и второй этапы, типичные для развития крупных городов: территория внутри городской черты освоена полностью (первый этап) и жители, трудящиеся в столице, активно селятся на прилегающих территориях в области (второй этап), создавая ежедневную волну трудовой миграции.
По мнению Шаргатовой, позитивные изменения в ходе расширения Москвы возможны, если те, кто отвечают за стратегию, обопрутся на оценку жителей и экспертов. А Закондырин поясняет, что пока этого не понимают «наверху», для граждан остается только путь инициативы «снизу».
Это не просто бывает, но только так власть может их услышать», - заявил зампред МО Войковское.
Были ли поняты, или хотя бы услышаны собравшиеся мэрий Москвы – пока неизвестно. Ни руководитель департамента территориальных органов исполнительной власти Москвы Шуленин, ни заместитель мэра Анастасия Ракова, хоть и были приглашены, на встречу не явились.