Первая зимняя неделя ознаменуется программными выступлениями президента России по поводу судебной реформы, премьер-министра – по социальным вопросам (в рамках прямого теле- и радиоэфира) и новому пакету антикризисных мероприятий, президента США – о составе своей команды в части внешней политики и политики безопасности. Россия и Евросоюз возобновят переговоры о заключении нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, а на саммите НАТО на уровне министров иностранных дел может быть официально снят с повестки дня вопрос о ПДЧ для Грузии и Украины. Ну, а в день сталинской конституции в Москве начнется беспрецедентная по масштабу международная конференция по истории сталинизма.
Планировавшееся на сентябрь серьезное обсуждение проблемы создания в России независимого суда (эта проблема была поставлена Дмитрием Медведевым еще до инаугурации) оказалось отложено «привходящими» обстоятельствами – войной на Кавказе и мировым экономическим кризисом. Наконец, дело дошло и до суда.
Значимые тезисы по этому поводу президент высказал в своем Послании Федеральному собранию. Пришло время разговора с судейским сообществом. Состоится он на Всероссийском съезде судей.
Перед российской судебной системой стоит очень много проблем – от вполне системной зависимости суда от исполнительной власти до состава судейского корпуса (включая тенденции по дальнейшему вымыванию из него наиболее адекватных представителей). Мы писали об этих темах – обязательно будем анализировать их и впредь, поскольку проблема независимого суда имеет ключевое значение для того, чтобы гражданин чувствовал себя защищенным во взаимоотношениях с другим гражданином, организацией и государством. Чтобы более уверенно себя чувствовал бизнес (а не полагал, что при особом желании все может быть просто отобрано), чтобы создать условия для существования недоговорной политической борьбы (иначе надежд на возможность выиграть в суде у избиркомов или мешающих кампании правоохранительных структур не появится).
Можно при каких-то условиях рассчитывать на постепенное формирование институтов свободы в ситуации неконкурентных президентских выборов или заметной доли госсектора в экономике, но без независимого суда - нельзя. Неосуществление судом общественной функции справедливого, беспристрастного правосудия, неспособность власти самоограничиться в воздействии на суд, а также ограничить воздействие иных факторов провоцируют создание альтернативных процедур решения конфликтов – от тех, которые можно только приветствовать (третейские суды и пр.), но распространяющих свое действие только на незначительную часть сфер, - до находящихся за гранью закона. Именно отсутствие полноценного суда порождает мафию как форму самоорганизации, способную направить свои ресурсы, сформированные в том числе и незаконным путем, на решение проблем своих членов без ограничения методов.
Отсюда вполне логичным выглядит увязывание темы формирования независимого суда с проблемой борьбы с коррупцией как системным явлением. Сколь угодно искаженная судебная система может использоваться для борьбы с определенным коррупционером (или человеком, назначенным на эту роль), но отсутствие независимого суда гарантирует отсутствие борьбы с коррупцией. Как и отсутствие общественного контроля за деятельностью чиновников – да и судей.
Многие из этих тезисов, вероятно, прозвучат в выступлении Президента. Вопрос в том, какие варианты мер для решения стоящих проблем будут предложены.
Ненамного меньший интерес представляют и новый пакет антикризисных мер, а также проблемы социальной политики. Не вызывает сомнений желание власти максимально смягчить социальные последствия кризисных явлений. Здесь можно ожидать и возобновления пожеланий к ритейлерам по стабилизации цен на социально значимые товары, и поддержки заемщиков, оказавшихся не в состоянии выплачивать кредиты – включая ипотечные, и настройки структур по переподготовке граждан, оставшихся без работы, к ситуации возможных всплесков безработицы.
Немалую помощь в определении реальных проблем - уже стоящих или могущих появиться -могли бы сыграть как и достаточно независимые экспертные институции, не оглядывающиеся в прогнозах и рекомендациях на необходимость не слишком волновать власть, так и независимые общественные объединения.
С независимыми объединениями совсем плохо – они опасны, потому что независимы. Гораздо проще вести диалог с назначенными тобой же общественниками или с наследниками советских профсоюзов. У остальных рано или поздно начинаются проблемы.
C экспертами ситуация лучше – они есть в заметных количествах. Дальше должны следовать оговорки о том, что выбор их должен быть подчинен критериям профессионализма, а не членства в партии, а также о том, что эксперты не должны опасаться, что за их высказывания какой-нибудь постсоветский служака начнет им «шить» экстремизм или атаку на национальную валюту (первый случай уже имел место в России, второй - в Латвии).
Если же оба канала обратной связи окажутся забиты, то и управленческая реакция будет неадекватной. Это плохо даже в относительно спокойный момент, но в ситуации неинерционного развития грозит катастрофой.
Сегодня мы от нее далеки – есть основания полагать, что тексты адекватных экспертов власть изучает и не занимается самоуспокоением, глядя на все сквозь розовые очки. Да и сам по себе экономический блок правительства и Администрации Президента достаточно профессионален. Так что над авторами «неофициального» предупреждения «Ведомостям» и Евгениею Гонтмахеру можно было бы только поиронизировать: «Надо же – не хватило культуры узнать жанр антиутопии, да и вообще опознать сценарный подход, используемый экспертами во всем мире». Но прецедент-то создан – и если не реагировать на него достаточно жестко, то опасная слепота у власти может проявиться в самый неожиданный момент.
Вот на такой-то случай, поскольку «провалиться нынешняя компрадорская власть рано или поздно должна будет обязательно» («Политический отчет Центрального Комитета КПРФ ХIII Съезду партии»), и готовятся коммунисты встать у руля и реализовать свой джентльменский набор из национализации и фиксированных цен. Или не коммунисты, а те, кто изнутри власти с большим неудовольствием слушает заверения президента и премьера о временном характере вхождения государства в проблемные предприятия.
Заметный вклад в преодоление кризиса в США, а значит – и во всем мире осуществляет избранный президент Барак Обама, заранее обозначая, кто именно займет ключевые посты в администрации и уменьшая тем самым время некоторой неопределенности в этом вопросе. Учитывая, что в основе кризиса во многом лежит недоверие, укрепление уверенности может быть более значимым шагом, нежели многие точечные мероприятия.
В начале этой неделе, как ожидается, будут объявлены назначения в сфере международной политики и политики безопасности. Достаточно однозначно в качестве кандидатов на пост Госсекретаря называют Хиллари Клинтон, министра обороны – Роберта Гейтса, а помощника по национальной безопасности – Джеймса Джоунса. Клинтон – достаточно опытный и жесткий переговорщик, при этом, как кажется, умеющий слушать. Гейтс ничуть не менее жесток, но и ничуть не менее трезв. Можно ожидать, что равнодействующая политики в этой сфере будет вырабатываться из столкновения достаточно разных, хотя и не полярных мнений.
Куда менее однозначно в части преодоления кризиса действует украинское руководство. Интриги вместо содержательной борьбы программ остаются фирменным стилем даже в такой момент. Как будто отказавшись от выборов в ближайшее время, президент Ющенко не готов ни на восстановление «оранжевой» коалиции (не важно – с Блоком Литвина или без), ни на широкую антикризисную коалицию. При этом отсутствие коалиции в любой момент может быть использовано президентом для роспуска Верховной Рады, поскольку законодательство Украины варианта работы правительства меньшинства не предусматривает. Таким образом президент пытается вынудить БЮТ к коалиции с Партией регионов, что способствовало бы отъему электората у БЮТ за счет возвращения риторики национального предательства и предательства избирателей. А хоть какие-нибудь выборы в 2009 – 2010 гг. неизбежны. Заметим, что усиление неопределенности натовских перспектив для Украины нисколько не ослабило желания президента позиционировать свою силу конфронтационным по отношении к России образом.
Если же «противоестественная» коалиция создана не будет, то Раду можно будет распустить в удобный момент, заявляя, что во всем виноват БЮТ.
Юридически небесспорный приход Ющенко в «Нашу Украину» в качестве формального лидера, вероятно, призван стать символической гарантией от раскола «НУ». К тому же при всем падении рейтинга Ющенко, он все равно больше, чем у большинства лидеров его партии. Новый ход президента, правда, усиливает неопределенность перспектив альтернативного проекта «Единого центра», разрабатывавшегося под крылом главы его секретариата.
Во вторник Верховная Рада снова попытается избрать спикера. Станет понятна и реакция на новую-старую линию президента. Кроме того, на неделе может стать понятно, как будет устроен выход из обострившейся газовой проблемы.
Важной составляющей наступающей недели станет историческая – 4 декабря в рамках цикла «Публичные лекции Полит.ру» выступит известный российский историк Елена Зубкова с лекцией о сталинском проекте для Прибалтики. Лекция примыкает к крупнейшему событию в этой сфере – международной конференции «История сталинизма. Итоги и проблемы изучения», которая пройдет в Москве 5 – 7 декабря. В течение трех дней более 100 ведущих специалистов по истории сталинского периода из России, других стран Европы и Азии, а также США и Канады будут обсуждать конкретные вопросы политической, социальной, экономической, культурной, этнической истории, сущность феномена сталинизма и его место в более широком ряду явлений, восприятие сталинизма в массовом историческом сознании современной России, основные результаты, задачи и перспективы изучения сталинизма в российской и мировой науке.
Очень важна тема конференции, находящаяся в самом центре общественных дискуссий, важно соединение усилий российских и зарубежных ученых, академической науки и «Мемориала», помощь со стороны Уполномоченного по правам человека в РФ и Фонда Первого Президента России Б.Н.Ельцина. Важно, чтобы материалы этой конференции оказались доступны коллегам выступающих и СМИ, школьным учителям и обычным людям, которым не безразлична история нашей страны. Тем, кого не устраивают попытки лишить общество памяти о преступлениях сталинизма, навязать ему ложную память о сталинском терроре как о наиболее эффективном средстве решения задач, стоявших перед страной.
РОССПЭН, являющийся одним из организаторов конференции, намеревается издать ее материалы, а «Полит.ру» - познакомить своих читателей с видеоверсией того, что будет происходить на конференции.