Меньше недели осталось до начала «основного периода» сдачи Единого государственного экзамена. Первым состоится тестирование по русскому языку. Оно является обязательным для всех абитуриентов, и с каждым годом вызывает все больше трудностей. Именно этот экзамен в прошлом году пользовался наибольшей популярностью у школьников, заранее искавших ответы в интернете.
Сотрудники Минобрнауки по итогам проведения теста заявили, что в Сети были обнаружены «более 20 оригинальных источников публикаций» контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Представители ведомства сообщили, что школьники-нарушители, которые сфотографировали тексты заданий и выложили их в Сеть, были «выявлены», а их результаты — аннулированы государственными экзаменационными комиссиями.
Но сообщения о разоблачениях едва ли напугают желающих «облегчить себе задачу» при написании теста, и у них есть свои причины. С одной стороны, на многочисленных интернет-форумах школьники каждый год убеждают друг друга в том, что уж на этот-то раз задания точно будут самыми сложным за все годы проведения ЕГЭ, время на их выполнение сильно сократят, а количество баллов на оценку «отлично» максимально повысят. Министерство образования всякий раз пытается развеять эти слухи, но Единый государственный экзамен у многих школьников по-прежнему не вызывает никаких других эмоций, кроме страха и ненависти.
С другой стороны, есть определенное (довольно значительное) число выпускников, которые в предыдущие 10 лет предпочитали не учиться, а «хорошо проводить время». Им просто нечего терять. Списывание — их единственный шанс «обмануть систему» и потом гордо рассказывать сверстникам о том, как ловко им удалось избежать лишней мороки с подготовкой к экзамену.
Естественно, спрос рождает предложение, и в интернете регулярно появляются десятки новых сайтов, создатели которых обещают за умеренную плату заранее ознакомить страждущих с КИМами по интересующим предметам. «Выигрывает не тот, кто больше знает, а тот, кто хитрее», — гласит слоган одного из таких ресурсов. Очевидно, что многие из этих «бизнесменов» — обычные мошенники, которые резонно полагают, что «обманутые обманщики» не станут обращаться в правоохранительные органы.
Но среди этих ресурсов есть и такие, на которых время от времени и правда могут появляться настоящие задания. Подобные сайты и беспокоят Минобрнауки больше всего. Чиновники каждый год заявляют, что искать варианты КИМов заранее — бесполезно, поскольку подготовлено их очень много. Но выпускники рассчитывают на то, что задания не будут уникальными, и в разных регионах страны меняться будет только их порядок.
Технология получения заданий благодаря размерам нашей родины чрезвычайно проста. Школьники с Дальнего Востока фотографируют листы с вариантами КИМов камерами мобильных телефонов и отправляют на заранее определенный электронный адрес.
Первоначально, в середине 2000х гг., эта идея была представлена на нескольких интернет-форумах под лозунгами взаимовыгодного сотрудничества: одни выкладывают задания, а другие общими усилиями быстро решают тест и публикуют ответы. Несложно догадаться, что организация этого мероприятия хромала.
Но вскоре появились предприимчивые люди, которые смогли повысить надежность получения КИМов. Они за отдельную плату договаривались с учениками из дальневосточных городов, а потом перепродавали варианты заданий на специально созданных ресурсах и на страницах соцсетей. В этом деле всем сторонам сделки очень помогали системы электронных платежей, позволяющие сопровождать перевод денег комментарием, который помогает определить заказчика.
Например, в этом году один из самых популярных сайтов, имеющий активный форум и представительства в социальных сетях, предлагает варианты заданий по 550 рублей за каждый предмет. После перевода необходимой суммы, школьник получает пароль к «закрытой части сайта». Ожидается, что в урочный день варианты из Владивостока появятся там около 4 часов утра по московскому времени.
Однако это не единственный способ получения заданий. Каждый год в сети появляются слухи о том, что на некоторых закрытых ресурсах можно найти качественные электронные копии КИМов, причем еще за 24 часа до экзамена. Получить их якобы удается благодаря коррумпированным работникам системы образования. Однако большинство сайтов, предлагающих такие услуги, после экзамена получают лишь шквал гневных отзывов школьников, которые в итоге купили грубую подделку (например, варианты прошлых лет) или вообще ничего не получили.
Некоторые сервисы предлагают варианты КИМов с готовыми ответами. Эти сайты вообще избавляют выпускника от необходимости делать что-либо самостоятельно, но устанавливают более высокие расценки на свои услуги. Суммы могут зависеть от конкретного предмета. Например, задания с ответами для обязательных тестов по русскому языку и математике стоят около 2 тысяч рублей. На экзамене нерадивому ученику останется только списать ответы с распечатки нужного варианта — но это уже проблема ловкости каждого из юных жуликов.
Между тем, в борьбу с мошенничеством на ЕГЭ включились не только представители власти, но и участники интернет-сообщества. Например, посетили одного из популярных анонимных форумов регулярно устраивают DDoS-атаки на сайты, предлагающие КИМы.
Избранный ими метод, конечно, является не вполне законным, да и делается это не из альтруистических соображений, а просто ради того, чтобы полюбоваться эмоциональной реакцией школьников (как говорится, just for lulz). Тем не менее, в прошлом году организаторам атак все же удалось сорвать «план продаж» на нескольких сайтах, предлагающих задания к экзамену.
На эти действия анонимных противников списывания коммерсанты отвечают подготовкой резервных серверов, устойчивых к атакам, а также площадок в социальных сетях, которые гораздо труднее «уронить» описанным способом.
В любом случае, становится очевидно, что справиться с масштабами этого явления собственными силами министерству становится все труднее. Поэтому в 2013 году чиновники решили привлечь дополнительные силы для поиска сайтов, торгующих заданиями, и для выявления источников подлинных контрольно-измерительных материалов.
На сайте госзакупок появился заказ Министерства образования на проведение работ «по поиску и идентификации КИМ в сети интернет». За эти услуги чиновники готовы заплатить пять миллионов рублей. Организация, выигравшая контракт, создаст на эти деньги «группы мониторинга КИМ», «группы идентификации КИМ», а по итогам работы сформулирует «методические рекомендации» по борьбе с высокотехнологичным списыванием.
Группы мониторинга в период подготовки к проведению экзаменов должны будут «присутствовать в интернете» по восемь часов в день, а в дни проведения тестов — круглосуточно. Особое внимание заказчик обращает на необходимость «активного присутствия в социальных сетях».
«Для выявления случаев нарушения должен быть произведен поиск несанкционированных публикаций в сети Интернет в ручном режиме при помощи существующих поисковых систем (Google, Yandex, Rambler и пр.), архивов данных поисковых систем, а также при помощи регистрации на закрытых интернет-форумах (не менее пяти) и в социальных сетях (не менее двух)», - так министерство формулирует требования к работе групп мониторинга.
Обнаруженные задания ЕГЭ должны быть переданы группе идентификации, которая зафиксирует факт нарушения и подготовит документы для отправки в областные подразделения Минобрнауки.
Чиновники в сопроводительных документах отмечают, что ими уже была создана некая система, позволяющая по фотографии листов с заданиями определить конкретного школьника, который сделал снимок. «В 2011 - 2012 годах была разработана и успешно апробирована система идентификации КИМ, которая позволяет по изображению КИМ определить, кто из участников экзамена выполнял этот КИМ... и кто являлся организатором экзамена в конкретной аудитории», - сказано в описании госзаказа.
В итоге исполнитель должен будет «проанализировать не менее 100 интернет-ресурсов» и выявить «не менее 1000 лиц, связанных с идентифицированными КИМами». Закончить всю работу и подготовить объемистый аналитический отчет «о функционировании групп мониторинга и идентификации КИМ» (не менее 3 печатных листов) организация должна будет за сто дней. По всей видимости, Минобрнауки, столкнувшись с непривычной проблемой, решило заказать своего рода «мастер-класс» и изучить опыт борьбы со списыванием в XXI веке. Конечная цель министерства — «существенно снизить негативный фон, связанный с "всеобщим списыванием на ЕГЭ"».
Сейчас госзаказ, опубликованный 17 мая, находится на этапе подачи заявок. Успеют ли в министерстве определиться с исполнителями до начала ЕГЭ — не совсем понятно. Вполне возможно, что в конечном счете Министерство образования и науки сможет самостоятельно овладеть эффективными способами борьбы с выпускниками-мошенниками, и факты «грубого вмешательства» интернет-активистов в эту сферу уйдут в прошлое. Но вполне очевидно, что заметно снизить число недобросовестных абитуриентов можно и без дополнительных технических ухищрений, если в России появится такая система образования, при которой студент в высшем учебном заведении будет учиться, а не «получать диплом».