Давление на Британский совет в России усиливается, несмотря на заявления официальных лиц, что этот продолжающийся с конца прошлого года скандал не имеет отношения к политике. После того, как послу Великобритании Энтони Брентону вручили ноту протеста против продолжения деятельности совета в Петербурге и Екатеринбурге, с российской стороны последовало несколько очень жестких шагов и заявлений.
Так, к борьбе подключилась ФСБ. Центр общественных связей ФСБ сообщил, что сотрудники спецслужб начинают разъяснительную работу среди российских сотрудников Британского совета – «чтобы оградить российских граждан от возможного втягивания в качестве инструмента в провокационные игры британцев».
А из слов экс-главы управления нелегальной разведки КГБ СССР, генерал-майора, руководителя аналитического центра «Намакон» Юрия Дроздова и вовсе следует, что Великобритания – официальный враг России, потенциальный оккупант, который претендует на захват территории нашей страны. «Почему наглеет Британский совет? По одной причине: по прогнозам ряда зарубежных политиков (Великобритании и США) при предполагаемом разделе России территория от Питера до Екатеринбурга должна стать территорией Великобритании, а Сибирь – отойти Соединенным Штатам», – заявил генерал. Имена «ряда зарубежных политиков» он, правда, не назвал.
Словам отставного чекиста можно было бы не придать значения, если бы в том же духе не высказался и глава российского МИДа Сергей Лавров. Он напомнил о том, что Великобритания – это бывшая колониальная держава. «Историческая память (британской стороны), которая связана со временем колонизаторства – это не тот язык, на котором можно говорить с Россией. Мы всегда думали, что официальные лица Великобритании знакомы с международным правом», – заявил Лавров в ответ на слова своего британского коллеги Дэвида Милибанда. Он заявил, что Россия взяла Британский совет «в заложники» неразрешимого конфликта между двумя странами и что действия российской стороны угрожают отношениям двух стран. Хотя, казалось бы, за год, прошедший после убийства Александра Литвиненко, в этих отношениях произошло столько всего, что им уже ничего угрожать не может.
Напомним, в начале недели Россия объявила о том, что не выдаст визы британцам, которые направляются на работу в генконсульства в Петербурге и Екатеринбурге для обеспечения деятельности Британского совета, и продлевать аккредитацию уже находящимся там британским сотрудникам. Это было сделано в ответ на то, что отделения Британского совета в этих городах продолжают работать, несмотря на постановление российского МИДа об их закрытии с 1 января 2008 года, поскольку, по мнению Москвы, они работают без надлежащего правового оформления.
В МИДе Великобритании говорят, что деятельность Британского совета на территории России законна и опирается на двусторонний договор 1994 года и Венскую конвенцию.