Авторы письма напоминают, как в ноябре прошлого года на Гражданском Форуме были достигнуты соглашения об организации регулярных рабочих встреч представителей власти и неправительственных организаций по проблеме соблюдения прав человека в Чеченской Республике. Со стороны власти организацию таких контактов взяли на себя С.Ястржембский и специальный представитель Президента по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Чеченской Республике Владимир Каламанов (ныне уже освобожденный от этой должности).
Первоначально развитие взаимодействия вселяло определенный оптимизм. Была создана Постоянная рабочая группа. Трижды встречи проходили в Чечне (12 января, 28 февраля и 25 апреля) и один раз - в Москве (22 марта). В промежутках между ними правозащитники поддерживали постоянные контакты с органами прокуратуры, спецпредставителем Президента РФ по обеспечению прав человека на территории ЧР и с военными комендантами. "И вот теперь после полугода встреч, консультаций, рабочих контактов мы вынуждены констатировать свое разочарование итогами этой работы", - говорят авторы письма. "На первой же встрече 12 января выявились кардинальные различия в оценках ситуации с правами человека в Чеченской Республике между представителями неправительственных организаций и государственных ведомств," - продолжают они. Однако ситуация не казалась безнадежной, особенно когда 27 марта, после еще одного заседания постоянной рабочей группы в Чечне и встречи в Москве с участием С.Ястржембского был издан приказ Командующего ОГВ на Северном Кавказе N 80, в который вошли разработанные правозащитниками требования по соблюдению прав мирного населения во время проведения спецопераций.
К сожалению, констатитируется в письме, это стало "единственным "сухим осадком", единственным реальным результатом шести месяцев встреч и консультаций представителей неправительственных организаций и органов власти". Практика показала, что требования приказа повсеместно и злостно не исполняются. Все запросы на эту тему, адресованные командующему ОГВ, прокурору Чеченской Республики и коменданту Чеченской Республики остались без ответа.
Особенно подчеркивают авторы письма неконструктивную позицию прокуратуры. "Создается впечатление, что информация проваливается "в черный ящик", - говорится в письме. - Представители прокуратуры не отвечают нам отказом, "они, безусловно, хотят сотрудничать", но направить конкретные ответы по изложенным нами фактам каждый раз обещают позже. ... До сих пор так и не предан гласности полный перечень (хотя бы без указания имен и фамилий осужденных) уголовных дел по преступлениям представителей федеральных сил против мирных граждан. Известно, что по этим уголовным делам судами были приняты решения. На встрече в Москве все ее участники пришли к выводу, что опубликование такого перечня было бы чрезвычайно полезно: и население Чеченской Республики, и войска увидят конкретные примеры наказанных преступлений. Однако прокуратура продолжает публиковать "голую" статистику, не указывая, как были наказаны конкретные преступления".
Среди жителей Чечни крепнет убеждение, что приказ N 80 был издан лишь для создания видимости борьбы с правонарушениями, а это чревато полной потерей доверия к власти со стороны населения, предупреждают правозащитники.
Что касается самих НПО, которые решились вступить во взаимодействия с властями, надеясь на конструктивное сотрудничество, то для них ситуация уже стала практически нетерпимой. Это заставляет авторов письма выступить с рядом жестких заявлений:
"Подобное развитие событий полностью дискредитирует саму идею "переговорной площадки" по проблемам прав человека в Чеченской Республике.
Мы не хотим и не будем участвовать в создании "потемкинской деревни". Мы не хотим, чтобы "совместная деятельность власти и неправительственных организаций по обеспечению прав человека в Чечне" была всего лишь ширмой, за которой скрываются прежний произвол и незаконное насилие.
Мы с сожалением должны поставить под сомнение осмысленность и оправданность продолжения работы Постоянной рабочей группы в Чеченской Республике в прежнем режиме. Либо обмен информацией приобретет, наконец, двусторонний характер, и неправительственные организации начинают получать ответы по существу (о мерах по исполнению приказа ¦ 80, о наказании должностных лиц, виновных в его нарушении и т.п.), либо мы вынуждены будем прервать наше участие в таких встречах".
Письмо не содержит прямой угрозы прервать переговоры, однако тон его близок к ультимативному.
Следующая встреча представителей неправительственных организаций и органов государственной власти должна пройти в ближайшее время в Грозном. Продолжится ли взаимодействие? Это будет зависеть от того, изменится ли позиция чеченской прокуратуры и начнет ли она реагировать на запросы правозащитников относительно расследования уголовных дел, материалы по которым передаются в прокуратуру ЧР, согласно прежним договоренностям. Другой важнейший вопрос - удастся ли командованию ОГВ добиться исполнения приказа N 80.
В зависимости от того, как пройдет обсуждение этих вопросов на заседании в Грозном, очевидно, и решится судьба гражданских переговоров по Чечне.