будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Роструд общество экономика экономический кризис
Июнь 16, 2025
Страна
Савина Ольга

Будут ли в России платить по часам?

Будут ли в России платить по часам?
coins-1523383_1280
Время и деньги. Источник: pixabay.com

Депутаты Госдумы внесли законопроект о введении минимальной почасовой оплаты труда не ниже 150 рублей в час для тех, кто работает по срочным договорам и неполный день. Законопроект обсуждается в Госдуме с июня 2020 года, и сперва эта инициатива встретила недоумение среди других депутатов: разве работодатели не будут пользоваться этим инструментом, чтобы платить людям меньше?

Экономисты же говорят, что новый закон «встормошит» закостенелое российское трудовое законодательство и, наоборот, создаст больше рабочих мест. Правда, время для такой реформы выбрано неудачно: из-за кризиса руководство компаний воспользуется этим инструментом для оптимизации бюджетов, и доходы людей, вероятно, упадут еще сильнее.

Жить станет лучше?

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект об установлении в России минимальной почасовой оплаты труда (МПОТ) в размере 150 рублей в час с 1 января 2021 года. Сейчас в России часовая ставка исчисляется исходя из МРОТ — 12 130 рублей. Получается, что в мае 2020 года она составляла 89,85 рубля, а в июле — 65,92 рубля. 

Это нововведение коснется не всех работников, а только тех, кто работает по срочным договорам или трудится неполный рабочий день. МПОТ предлагают закрепить в Трудовом кодексе РФ и установить правила ежегодной индексации. 

Авторами законопроекта выступили глава Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, глава Комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов, зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов, вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев и сенатор Сергей Леонов. 

В 2014 году депутаты уже вносили на рассмотрение Госдумы такой законопроект, предлагая ввести почасовую оплату труда не ниже 100 рублей, но Минтруд его не поддержал.

Авторы инициативы считают, что законопроект позволит повысить доходы россиян в условиях распространения коронавируса. 

Доцент УрГЭУ Светлана Орехова отмечает: гарантий, что эта мера приведет к росту оплаты труда в целом и, следовательно, к повышению благосостояния и потребления граждан, нет.  

«Там, где требуется высококвалифицированный труд, работодатели и так выплачивают работникам повышенное вознаграждение. В иных случаях работодатели могут просто перейти к сдельным формам оплаты труда», — полагает эксперт.

К преимуществам почасовой оплаты труда Светлана Орехова отнесла удобство для работодателя (предприятию не надо переплачивать за лишнее время), гибкий график для работника, возможность точно измерить производительность его труда. К тому же, при полной занятости заработная плата будет больше прожиточного минимума в несколько раз, что существенно для российских регионов.

Проректор РЭШ Максим Буев отметил, что введение МПОТ сделает рынок труда более гибким и увеличит перспективы трудоустройства для россиян, как это произошло на Западе. 

«Введение МПОТ сыграет большую роль для вывода из тени низкооплачиваемых работ, которые зачастую не занимают полный рабочий день. Здесь и государству хорошо — работодатель платит налоги, и работнику — поскольку занятость в белом секторе более стабильная и дает возможность защищать свои права. Теоретически введение МПОТ может подстегнуть работодателей создавать рабочие места в формальном секторе для "непродолжительных" работ, что сделает рынок труда лучше», — рассказал эксперт корреспонденту Полит.ру.

В США минимальная почасовая оплата труда была введена после длительных дебатов в 1938 году с принятием Закона о справедливых трудовых стандартах. За период 1938–2020 гг. она возросла с 25 центов до 7,25 доллара в час. Каждое повышение уровня МПОТ сопровождалось политическими дебатами, которые далеко не всегда заканчивались в пользу инициаторов повышения. Например, озвученное в октябре 2014 году президентом Бараком Обамой предложение о повышении МПОТ до 10,1 доллара в час вызвало серьезные возражения республиканцев. Они ссылались, в частности, на то, что эксперты не нашли существенной взаимосвязи между повышением МПОТ и сокращением бедности.

Руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов также убежден, что цель введения МПОТ — не увеличение доходов населения, а поиск баланса между длительностью труда и его оплатой. 

«В рамках парадигмы МРОТ, исчисляемого в месяц, нам не удается разорвать порочный круг между низкими зарплатами и высокой занятостью, — отметил эксперт в разговоре с Полит.ру. — Мы находимся в ловушке, когда заинтересованность государства в повышении уровня занятости диктует необходимость создания большого количества низкооплачиваемых рабочих мест. Возможно, введение МПОТ поможет преодолеть это». 

Не исключено, что введение МПОТ будет способствовать увеличению производительности труда в России, которая остается в разы ниже, чем в развитых странах, полагает Константин Ордов. 

По показателю производительности труда Россия уступает всем странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за исключением Мексики. 

«Низкий уровень жизни и зарплат россиян связан с тем, что наш труд неэффективен. Низкая производительность труда — это бич наш, результат государственной политики в области сохранения рабочих мест любой ценой. Введение МПОТ даст большую гибкость в организации современных форм труда, подарит людям свободу — возможность попробовать себя в частичной занятости. Исчезнет необходимость быть заложником трудовых отношений», — добавил эксперт.

Чем мы рискуем?

Несмотря на то, что большинство экспертов оценивают введение МПОТ как положительный шаг, предложение законодателей заведомо «не дотягивает» до ориентиров Международной организации труда и ООН. 

Еще в середине 2000-х годов ООН установила минимум оплаты труда 4 доллара в час (около 300 рублей по курсу на 22 сентября 2020 года). Международная организация труда рекомендует платить не менее 3 долл./час (примерно 227 рублей по курсу на 22 сентября 2020 года). А это в два раза больше, чем предлагают авторы законопроекта. 

В среднем же стоимость одного часа труда в странах ЕС — 23,1 евро (примерно 2 тыс. рублей по курсу на 22 сентября 2020 года), а в странах Еврозоны — 27,6 евро (2460 рублей), отмечает доцент УрГЭУ Светлана Орехова.

Эксперт подчеркивает, что календарные месяцы различаются по фонду рабочего времени. Следовательно, сотрудник на почасовой ставке будет ежемесячно получать разную зарплату в зависимости от отработанных часов в месяц.

Существует риск, что введение МПОТ поставит бизнес в затруднительное положение, полагает Светлана Орехова. Так, увеличение в 2013 году размера страховых взносов в два раза привело к ликвидации более чем 650 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса. Не исключено, что увеличение трудовых затрат ударит по малому бизнесу, которому сейчас и так непросто, полагает эксперт.

По словам Светланы Ореховой, рост минимального размера оплаты труда может привести к росту трудовых издержек в себестоимости продукции, а соответственно, к росту цен на продукцию российских производителей.

Эксперт также отмечает, что внедрение почасовых ставок оплаты труда во время экономического кризиса несет большие риски. 

«В ситуации экономического роста спрос на труд увеличивается, а соответственно, растет цена труда, и работникам не принципиально, по какой схеме будет рассчитываться их заработная плата. В неблагоприятных экономических условиях предприятия вынуждены сокращать издержки, при этом существует три механизма подстройки бизнеса к рынку: количественная — сокращение численности работников; ценовая — сокращения уровня заработной платы работников; временная — сокращение рабочего времени, перевод предприятий на неполный рабочий день (неделю)», — говорится в статье Светланы Ореховой «Минимальный уровень почасовой оплаты в России».

Исследования рынка труда во время предыдущих экономических кризисов в России говорят о том, что увольнение работников — мера непопулярная. Работодатели в кризисных ситуациях, как правило, снижают зарплаты, сокращая премии, доплаты и надбавки. Введение системы почасовой оплаты труда позволит им с полным правом сократить длительность рабочего времени и выплачивать заработную плату согласно отработанному времени, полагает Светлана Орехова. 

Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков, комментируя в беседе с журналистами инициативу депутатов, отметил, что возможны злоупотребления со стороны работодателей, поэтому введение минимальной почасовой оплаты труда возможно только параллельно с сохранением МРОТ для этих категорий работников. 

«Работодатели будут вызывать сотрудников на несколько часов в день, выплачивая пресловутую почасовую ставку. Это может негативно отразиться на рынке труда… Должна быть параллельно страхующая цифра», — заявил Шершуков.

Несмотря на нюансы, исследователи отмечают, что установление МПОТ может иметь важное значение для поддержки уровня жизни наименее обеспеченных групп населения, стимулирования их потребления и потенциально — для снижения бюджетных расходов на программы социальной помощи. 

Савина Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).