будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 18, 2025
Страна
Попов Матвей

Бунт чукотского Диомида можно было предсказать за семь лет

Бунт чукотского Диомида можно было предсказать за семь лет
am_s

В Анадырь вернулся опальный епископ Диомид. На Чукотке обязанности Диомида исполняет архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. 2 сентября Священный Синод РПЦ рассмотрит "дело Диомида". Но в ближайшие дни следует ожидать обострения из-за церковного двоевластия на Чукотке.
 
Случай Диомида уникален прежде всего тем, что чисто церковная, внутри-церковная проблема получила необычно широкий общественно резонанс. Даже прошлогоднее объединение церквей (РПЦ МП и РПЦЗ) не привлекло к себе такого внимания – при том, что постоянно освещалось в средствах массовой информации. Сегодня и телевизионные и печатные СМИ пестрят тревожными сообщениями о расколе, в который Диомид может ввергнуть Церковь.

В чем же причина столь пристального и массового внимания? Все дело в том, что для епископата в принципе не характерно стремление к раскольничьей деятельности. Епископ, архиерей, обладает третьей, высшей степенью священства, это по определению человек, призванный служить примером для православных верующих и женатого священства, достойный быть их учителем и наставником. И если епископ уходит в оппозицию священноначалию – это всегда потрясение основ. Случается такое нечасто. Последний подобный случай произошел в девяностые годы прошлого века, когда пожилой киевский митрополит Филарет неожиданно для себя не был избран новым патриархом в РПЦ МП. После чего обиделся, ушел в раскол и вскоре стал патриархом в самопровозглашенной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Впрочем, Диомид пока говорит, что не отделяет себя от РПЦ, не запрещает своим последователям посещать ее храмы, и участвовать в службах, которые проводят идеологические противники мятежного епископа. Вместе с тем, он анафематствует Патриарха, и требует, чтобы тот покаялся перед лицом всех верующих в целом ряде  «страшных грехов». Их список достаточно велик, тут и вопрос об ИНН, и слишком мягкое отношение к другим религиям кроме православия (т.н., «ересь экуменизма»). А на первом месте стоит «ересь цареборчества». На первый взгляд, это может показаться странным. У рядовых верующих может найтись немало претензий к клиру, однако вряд ли главной из них станет обвинение в борьбе против царя. Диомид же считает, что эта борьба действительно ведется не прекращаясь. И настаивает на этом. Причина здесь в достаточно жесткой позиции епископа, в фундаменталистском устройстве его мировоззрения.

В конце прошлого века люди, сходные с Диомидом по убеждениям, также монахи, уже пытались осуществить переворот внутри Церкви. Они обвиняли Патриархию в слабой вере, в нежелании причислить к лику святых семью Николая Второго, и боролись против ИНН.

Тогда церковному руководству удалось побороть оппозицию, ее лидеры были сосланы на самые дальние кафедры, им не дали провести такой Собор на котором они были бы в большинстве. Вместо этого был созван Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года, на котором было выполнено главное требование ревнителей – Николай Романов вместе со своей семьей был причислен к лику святых. Лишившись главного лозунга, оппозиционное движение угасло, и казалось, что насовсем.

Тогда же, в двухтысячном году у Чукотской и Анадырской Епархий появился новый епископ, Диомид.

До сих пор неясно, как он смог получить кафедру – ведь люди, которые принимали решение об этом, не могли не знать о взглядах молодого (ему тогда исполнилось 40 лет) епископа. А раз знали, то могли и предугадать конфликт. О своем мировоззрении Диомид всегда заявлял открыто. А в 2001 опубликовал книгу под названием «Митрополит Арсений (Мацеевич). Историко-религиозный очерк». Произведение заявлено как исследование, в то же время в нем можно увидеть достаточно четкое изложение позиций автора. Остановимся на этой книге подробнее.

Митрополит Арсений, которому посвящен текст – это ростовский епископ, который жил в 18-м веке, и боролся против изъятия церковных земель с Екатериной Второй. За что был лишен сана и брошен в тюрьму, где и умер. Канонизирован он был сравнительно поздно – только в 2000 году.

Диомид в Арсении очевидно видит нечто иное, нежели авторы житий этого святого. На страницах Историко-религиозного очерка  Арсений назван «вождем старорусской партии, стоявшим за сохранение прежнего государственного строя и шедшим против модных идей XVIII века, замечательным по уму и ревности».

Диомид стремился создать наиболее полное жизнеописание Ростовского святого, не умалчивает он и о ряде жестоких поступков совершенных Арсением. В частности, рассказывая о работе святителя  экзаменатором в Санкт-Петербурге, Диомид напоминает, что тогда «в процессе знаний применялись телесные наказания» и рассказывает о малоизвестном случае, когда Арсений проявил «чрезмерное усердие» и на Арсения была подана жалоба в Синод, «так как во время пытки у него умер ярославский игумен Трифон. Синод, не поднимая дела о смерти игумена, ограничился внушением экзаменатору «пытать впредь бережно»».
Но тут же Диомид оправдывает Арсения, говоря, что в духе тогдашней эпохи было поощрять усердие, а значит, и Синод и Арсений поступали правильно.

Автор также высказывает ряд характерных мыслей: «Нельзя не обратить внимание, что у него (Арсения) в продолжение 20-ти лет упрямство шло в одном направлении, и проводилась неизменно одна идея – идея самобытности Церкви и ее задач. Им двигала святая ревность защитить Церковь, и он был готов жертвовать собой, чтобы исполнить священный долг архипастыря». Далее епископ Диомид описывает Арсения, как проповедника и миссионера, «цель которого – укрепить уважение к церковным установлениям». И, далее, подчеркивается важность Арсения, как защитника веры: «Арсений Мацеевич противник схоластики и врагов православия, он боролся и с фанатизмом раскольников и рационалистической пропагандой лютеранства». В конце книги, говоря о значении Арсения Мацеевича, епископ Диомид пишет, что «своим протестом он (Арсений) показывает, что в борьбе за Церковь и истинное благо русского народа, надо жертвовать своим временным благополучием и даже не щадить своей жизни». Таким образом, Арсений Мацеевич, канонизированный, как священномученик, на страницах книги епископа Диомида предстает, прежде всего, как борец за веру и за русский народ. В то же время о борьбе Арсения против царицы Диомид не упоминает вовсе. Складывается впечатление, что епископ не разделяет царя и православие, и недопускает, что между православным епископом и царем вообще может быть какой-то конфликт.

Арсений Мацеевич в ссылке, 1763-1772 г
Арсений Мацеевич в ссылке, 1763-1772 г

Эта книга интересна прежде всего потому, что там, хотя и при помощи исторических фактов, нарисован мифический персонаж, которого никогда не было. Арсений Ростовский был живым человеком, боровшимся за права Церкви, и пострадавшим за это. Арсений по Диомиду – это прежде всего ревностный защитник древних традиций, борец за русский народ, и яростный противник чуждых религий. Такой Арсений подается как идеальный пример для православных и это явно авторская точка зрения – вот тот, на кого Диомид хочет быть похожим. Придуманный образ Диомид впервые примерил на себя в феврале прошлого года. И уже от своего имени провозгласил, что Церковь нуждается в защите, что не соблюдаются древние установления – Апостольские Правила, заявил об опасности, которая исходит от протестантов и католиков. Правда ближе к лету прошлого года наметившийся конфликт церковным властям удалось замять. Впрочем, чукотский Владыка не оставил надежды пострадать за веру и русский народ и этим летом пошел на новый конфликт.

Чем он завершился – известно. Архиерейский Собор РПЦ МП изверг Диомида из сана, а тот в ответ анафематствовал архиереев, принявших такое решение, объявил «вдовствующими» их кафедры и себя – единственным полноправным архиереем в Русской Церкви.

Ни одна из сторон не собирается уступать. Патриархия никогда не согласится покаяться в грехах, в которых не считает себя виноватой. Особенно если учесть, что пресловутая «ересь цареборчества» (главный и самый любимый аргумент Диомида) на деле заключается в том, что ни один из правящих архиереев РПЦ МП до сего дня не ратовал за возвращение в России монархии.

В то же время Диомид не отступится от своих анафематствований – ревность по вере, надежда увидеть монарха на российском престоле, неприязнь к другим религиям и к общению с инославными – вот костяк его мировоззрения, от которого он просто не в состоянии отказаться.

А значит, наиболее вероятный вариант развития событий сейчас – это раскол. С патриархом останутся верующие, которые привыкли доверять ему без оглядки, таких большинство. А за Диомидом последуют те, чей бунт едва удалось погасить в конце прошлого века. Они представляют собой тех православных, которые особенно болезненно переживают  за Церковь. Их уход может стать необратимой потерей, поэтому вся надежда сейчас – на церковную дипломатию. На то, что противостоящим лагерям удастся достигнуть компромисса, и если не покаяться друг перед другом, то хотя бы простить друг друга.

Попов Матвей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).