будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна
Нуреев Булат

Бушующие 00-е

Бушующие 00-е
98_02

Правительство решительно в своих реформаторских намерениях. То ли президентский рейтинг усыпляет, то ли Путин, руководствуясь соображениями последнего срока действительно готов идти ва-банк без оглядки на реакцию населения, но череда последних административных замыслов закладывает серьезную мину как под электоральные кладовые президента и «Единой России», так и под существующий социальный порядок. И если не понимать этого и не работать с этими рисками, то в ближайшие несколько лет можно получить такой социальный кризис, которого еще не знали ни 90-е, ни 00-е.

Про монетизацию льгот сказано уже достаточно. Первые акции протеста уже отбушевали. Более серьезные будут после того, как монетизация будет реализована. Впрочем, инвалиды и пенсионеры не самая пассионарная часть населения, население северных районов, которых лишат федеральных гарантий «северных» добавок, далеко и немногочисленно, поэтому здесь-то как раз для правительства все, скорее всего, и обойдется.

Сложнее будет, если осенью все-таки отменят часть отсрочек для призывников в ряды российской армии. Если Минобороны в самом деле к 2008 году хочет увеличить численность призывников на 50 процентов, то не поможет даже сокращение срока службы до 1 года. В современных условиях содержания рядового состава в отечественной армии, 1 год или 2 года – большого значения не имеет, здоровье теряют гораздо раньше, нежели чем по истечении первого года. При этом ситуация будет еще наложена на демографический спад, который обусловлен низкой рождаемостью в России в начале 90-х годов, и увеличение численности призывников на 50% скажется куда более существенно, нежели если бы ее проводили сегодня.

Отчасти ситуацию сгладит то, что отсрочки, так или иначе, будут покупаться, как покупаются и сейчас, но социальное напряжение к 2008 году этим решением правительству будет обеспечено, если, конечно, либо ситуация с отсрочками не будет отыграна назад, либо положение внутри армии будет нормализовано настолько, что это позволит не относиться к проводам молодого человека в армию как к семейной трагедии.

А тут еще сокращение числа вузов, которое приняло вполне реальные очертания в связи с тем, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начнет проверки филиалов столичных вузов в регионах и негосударственных учебных заведений. При том отвратительном качестве образования во многих их этих учебных заведений, число российских вузов в результате может существенно поредеть. Тем более, что разговоры о сокращении учебных заведений ходят уже достаточно давно, и в логике обеспечения качества российского образования в целом эта мера уже давно назрела. Только сокращение вузов может вызвать социальный протест больший, нежели все предыдущие усилия правительства, связанные с монетизацией льгот и обеспечением призыва.

Положим, взять Б-ую область, дотационный регион, недалеко от Москвы. Большинство квалифицированного населения вымывается в качестве гастарбайтеров Москвой, остатки работают на областных предприятиях с зарплатой 100-120$, очень большая текучесть кадров (люди с легкостью срываются на заработки в Москву) работодателями компенсируется за счет большого слоя безработного населения. В ходе глубинных интервью выяснилось две вещи: неприятие сложившегося порядка вещей, который воспринимается, в первую очередь, как несправедливый, и инвестирование накоплений (в том случае, если кому-то удается их совершать) в образование детей. Образование воспринимается даже не в качестве социального лифта, позволяющего выйти на качественно новый уровень жизни, а просто как необходимое условие обеспечения более-менее пристойного уровня существования в наличных условиях. То, что социальный порядок в течение обозримого отрезка времени, не поменяется, понимают уже все. Единственная надежда связана только с образованием детей, и люди готовы тратить на это деньги. Теперь представим, что их лишили этой (зачастую иллюзорной) надежды. А если ситуация экстраполировать на другие депрессивные регионы?

Бушующие 90-е с их приватизацией и деградацией социальных отраслей обошлись без социального взрыва. Всем было понятно, что это кризис, распад страны, который не происходит без потерь, но надежда на то. что положение вещей исправится, выстроится иначе и более разумно существовала и поддерживалась, с одной стороны, властной риторикой, с другой стороны, ощущением хаоса и неокончательности этого положения вещей. Теперь у нас экономический рост и стабилизация, которая может оказаться более роковой, нежели кризис 90-х. Социальный порядок принимает все более определенные формы, и люди на местах все более закрепляются в тех социальных ролях, которые переживают для себя как неприемлемые. И покушения на их льготы, отсрочки и надежды, одним словом, на то, что хоть как-то примиряет их с действительностью и с этими социальными ролями может оказаться достаточным, чтобы породить сильную волну социального возмущения. Эта волна может принять любые формы, та же Б-ая область за последние четыре года пережила два похожих события: в разных селах по разным поводам рабочие с кольями и топорами пытались курочить местные заводы, на которые приходил новый собственник.

Поэтому задумывая вышеописанную череду реформ, правительство играет с огнем. Учитывая качество самих замыслов и уровень проработанности реформ, к которому возникает много вопросов, размышление о цене вопроса и о средствах, которые оправдывают цель, становится весьма и весьма небанальным.

Нуреев Булат
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).