Выбирая «политика года», средства массовой информации следуют некоторой сложившейся традиции — если политик не обнаруживается однозначно, его место занимает тренд или собирательный образ. 2010-й год настолько наполнен был политическими событиями, что журнал «Эксперт» констатировал появление новой гражданской идентичности, каковую (в виде манежных фанатов и защитников Кадашей в Москве) обозначил человеком года. У нас все получилось уже, но еще таинственней. Наш человек года — аноним. Но не простой аноним, как звонившие Путину на прямую линию или писавшие доносы-СМСкилюди, а аноним политический. И сидящий при этом там, где политика делается - в Кремле.
Деятельность этого человека известна на протяжении почти всей политической истории новой России. Редко какой политический или хозяйственный конфликт обходился без его участия. На современном этапе застеночной жизнедеятельности имеется два человека, которые так или иначе ассоциируются с анонимным источником в Кремле. Первым является пресс-секретарь президента Наталья Тимакова. Вторым — помощник президента по международным делам Сергей Приходько. Установлено это опытным путем анализа публичного пространства — периодически сообщения информационных агентств с брифингов чиновников попросту чередовались «Приходько-источник в администрации -Приходько-источник-источник-Приходько».
Однако в 2010-м году буйство источника и круг тем, по которым он высказывался, заставили предполагать, что под источником скрываются и иные чиновники. Это никоим образом не девальвирует ценность образа и не говорит о снижении влияния известных анонимных источников. Наоборот, именно вовлеченность анонимов разного уровня в самые разные конфликты свидетельствует о динамике политического процесса. От самых что ни на есть провластных «Наших» ему и то досталось — в блоге бывшего пресс-секретаря организации Кристины Потупчик был в этом году размещен пост, в котором критиковался «высокопоставленный источник «Коммерсанта» в розовом платье». Многие усмотрели за «источником» пресс-секретаря президента Наталью Тимакову. Сама Потупчик пост позже стерла.
Международная активность анонима не была приоритетной, но и здесь было его место. Аноним участвовал в принятии решения о ликвидации «предателя Щербакова», сдавшего русских агентов в США. О чем не преминул похвастаться «Коммерсанту». Переговоры по СНВ источник тоже отслеживал, причем его утверждения по срокам подписания и ратификации соответствовали действительности. Под занавес года он еще и выступил с эффектным предложением присвоить Джулиану Ассанджу, основателю сайта WikiLeaks, Нобелевской премии мира.
В конфликте с белорусским руководством роль и источника была значительнее. Аноним первым пригрозил опубликовать закрытые стенограммы переговоров с Лукашенко, дабы показать его «непорядочность и непоследовательность». Далее он уже угрожал не признать результаты выборов в Белоруссии, с которой у российского руководства случился серьезный конфликт. Таким образом аноним принял участие в длительном процессе торговли с белорусским руководством, успешно завершившимся (пока) в декабре признанием статус-кво власти в Белоруссии и ратификацией ею ряда документов по созданию Таможенного союза.
Среди проектов, к которым аноним так или иначе приложил руку, имеются и крупные бизнес-конфликты. Проект «национального поисковика» источник описывал российским СМИ — названный «Кремляндексом» мегапроект тянет на сотни миллионов долларов. В крупном корпоративном конфликте акционеров «Норильского никеля» источник выступил третейским судьей, оставив, впрочем, за компанией право остаться в частных руках и не переходить под госконтроль.
Анонимный источник в Кремле поучаствовал и в судьбе «Газпром-сити», правда, здесь он а) выступил на стороне общественности, б) ограничился лишь ссылкой на то, что решение о переносе принималось под давлением президента. Отметим бессилие главы «Газпрома» Алексей Миллер, который вынужден был в интервью «Итогам» с обидой признать, что перенос будет, но вероятно в другой регион.
В другом шумном проекте — вырубке Химкинского леса — источник тоже занимался ретрансляцией уже готовых решений. В сентябре было сообщено, что дискуссионной площадкой по лесу станет Общественная палата, в декабре — об окончательном решении. Дорога пойдет через лес.
Пресек он попытку Александра Бастрыкина назначить замом Александра Хинштейна, указав на то, что Бастрыкин сам и.о. Назначение так и не состоялось. Осадил источник и единороссов, которые было решили проявить инициативу и провести масштабные проверки мэров с последующими выводами по «партийной линии». Решение источник назвал невменяемым и казус мэра Петропавловска-Камчатского остался единичным.
В поле чисто политическом источник приложил руку к отставке губернатора Калининградской области Георгия Бооса. После прошедших в Калининграде массовых волнений в Кремле не могли не среагировать на ситуацию в российском эксклаве. Иные губернаторы-отставники тоже попадали в его поле зрения.
Однако главная победа анонима состоялась летом-осенью. Анонимный источник нанес решающий удар несменяемому и несгибаемому, как казалось, московскому мэру Юрию Лужкову. В начале августа — еще на самом старте активной фазы противостояния администрации президента и московского мэра источник в Кремле посетовал на то, что мэр очень невовремя отправился в отпуск. Над Москвой стоял смог, пенсионеры и сердечники мерли как мухи, а мэр удалился в заслуженный отпуск..
Московский мэр ответил анонимному источнику два раза. Первый — непосредственно, отметив, что Путин его похвалил, а «из администрации президента пошел пинок». Поименован «субъект пинка» опять-таки не был. А по линии анонимов был опубликован текст в МК, подписанный несуществующим журналистом Юрием Ковелицыным. В тексте автор колол правящий тандем. Аноним из Кремля в ответ пообещал «не оставить попытки внести раскол в тандем без внимания». Внимание было уделено самому московскому мэру и его супруге на всех федеральных каналах, в создании ряда «разоблачительных» фильмов и сюжетов жена Лужкова Елена Батурина обвинила все те же «анонимные источники в Кремле».
Источник в Кремле настоятельно рекомендовал мэру уйти в отставку, вместо этого Лужков отправился в очередной отпуск. Который согласовал в Кремле. «Мэр ушел в отпуск подумать», - немедля сообщил источник. Вернувшись из отпуска Лужков сам уходить отказался, но написав президенту письмо о травле в свой адрес под «прикрытием» «неназванного источника в администрации». Лужкова все равно уволили, «отставка мэра произошла до ознакомления Медведева с письмом», удовлетворенно констатировал анонимный источник.
Анонимный источник сыграл свою роль и в назначении нового мэра, впрочем, не столь значительную. Он попеременно назначал на должность главу аппарата правительства Сергея Собянина, главу управделами президента Владимира Кожина, вице-мэра Юрия Росляка и многих других. Во многом благодаря усердию анонима просвещенная публика до последнего часа гадала — кого же именно предложит президент на пост московского мэра. Информационное прикрытие операции «Собянин-мэр» почти целиком следует отнести на счет анонима.
Отставка Лужкова — центральное, пожалуй, событие года. Оно продемонстрировало политическую волю президента Медведева, ограничения работы властного тандема (Путин от конфликта самоустранился, чем объясняется некоторая нерешительность Кремля в принятии решения об отставке), символически подытожило политику последних лет по ротации губернаторского корпуса. В конце года президент Медведев похвастался, что сменил треть губернаторов, без Лужкова это выглядело бы не столь убедительно. А без анонимного источника, по нашему твердому убеждению, победы над Лужковым не было бы.
Чтобы все вышеперечисленное не казалось излишне язвительным описанием, заявим тезис, почему анонимный источник — политик года. Публичная политика в России работает специфически. Зачастую медиа-спикеры очень сильно удалены от центров принятия решений. А близкие к этим центрам лица, как и непосредственно лица, решения принимающие, публично высказываются максимально дипломатично. Анонимный источник в Кремле — это барометр политической жизни, от наполненности лент новостей его цитатами зависит динамика политической жизни, от резкости его высказываний глубина элитарных конфликтов.
Кремленологи анализировали порядок расстановки вождей на мавзолее и передовицы «Правды». Анонимный источник — аналогичная лакмусовая бумажка. Его появление в публичном поле демонстрирует стремление президента Медведева утвердиться в качестве самостоятельного и сильного политика. И конфликт с Лукашенко, и снятие Лужкова — тому явные примеры.
И не в последнюю очередь: политик становится публичным политиком тогда, когда публике является его образ. А нашего героя уже нарисовал Сергей Елкин. Картинка «за стеной» понравилась подтвердил «Полит.ру» анонимный источник в Кремле.