В конце 70-х годов прошлого века тогдашнему президенту США Джимми Картеру доложили о создании в СССР фирмой Камова боевого вертолета. Встревоженного этой новостью президента, успокоил советник Збигнев Бжезинский, сказав, что волноваться пока рано, так как менталитет советских военных, их кастовость и косность мышления не позволят принять вертолет на вооружение, даже если это будет супервертолет. И, как это нередко случается, оказался прав.
Великое противостояние “Камов – Миль” началось еще в 1967 году. До этого времени рынок внутри страны был строго поделен: ОКБ Н.И.Камова занималось морскими вертолетами, а ОКБ М.Л.Миля – сухопутными. События развивались в рамке “гонки вооружений”.
Вьетнамская война заставила США уйти от идеологии: вертолет – это вид транспорта и создать в 1967 году транспортно-боевой АН-1 “Хью Кобра”. В том же году военным Советского Союза были представлены два проекта – Камов предложил боевой вертолет, Миль – транспортно-боевой. Предпочтение отдают Милю, и на свет появляется МИ-24. В 1972 году американцы понимают, что транспортно-боевой вертолет – это хорошо, но нужен сугубо боевой вертолет, и в 1976 году в армии США появляется АН-64 “Апач”. В том же году в СССР объявляется конкурс на боевой вертолет. Камовцы предложили Ка-25ф, милевцы – Ми-28. Предпочтение отдается Ми.
Несмотря на то, что Ми-28 никак не получается, работы оплачиваются в полном объеме. На свой страх и риск, при довольно скудном финансировании в 1977 году ОКБ Камова начинает разработку вертолета Ка-50 (В-80) “Черная акула”. В конце 1987 года военная комиссия приходит к мнению “согласиться с предложением о завершении работ по созданию боевого вертолета Ми-28”, “принять решение о выборе боевого вертолета Ка-50 для проведения дальнейших работ” и “обеспечить поэтапное создание Ка-50 с проведением государственных испытаний” (ПСМ 1420-355 от 14.12.87г.). После завершения испытаний “Черную акулу” со скрипом принимают на вооружение, но закупать не торопятся.
Тем временем ВВС разрешают ОКБ Миля продолжить работы по созданию боевого вертолета. У первоначальной машины (Ми-28А) недостатки оказались столь серьезными, что устранить их было невозможно, поэтому ОКБ Миля начинает создавать практически новый вертолет – Ми-28Д. Работы продолжаются до 2000 г. И снова незадача – на испытаниях ломается главный редуктор, а макетная комиссия фиксирует несоответствие летно-технических характеристик. В 2002 году проект по МИ-28Д закрывают и начинают работы по Ми-28Н “Ночной охотник”. И вот, наконец, в марте прошлого года Ми-28Н совершил в Ростове-на-Дону свой демонстрационный полет.
Еще не начинались летные испытания, еще имеется несоответствие заданных характеристик с полученными реально, а главком ВВС во всеуслышание заявил, что к 2010 году армия получит 300 “Ночных охотников”.
За время до получения первого демонстрационного образца Ми-28Н (начиная с буквы “А” и закончив буквой “Н”), ОКБ Камова успело создать: Ка-50 “Черная акула”, две ее ночные модификации Ка-50Ш и Ка-50Н, Ка-50-2 “Эрдоган” (двухместная модификация Ка-50 по стандартам НАТО для экспортных продаж), Ка-52 “Аллигатор”, и это не считая корабельных, гражданских и многоцелевых вертолетов.
Про “Черную акулу” заговорили после первой же выставки в 1992 году. Зарубежная пресса кишела сообщениями о боевой машине русских. За разворот на 180 градусов при скорости в 220 километров в час и атаку условно догоняющего противника в “лоб” западные журналисты назвали “Черную акулу” “Оборотнем”. К началу 2000 года камовцы усовершенствовали систему вооружения, и Military parade написал: “Ка-50 не просто хорошая машина, - это новое направление в вертолетостроении и тактике армейской авиации. Предназначенный для нейтрализации АН-64 “Апач”, Ка-50 превзошел его по всем показателям”.
Прошло некоторое время и представитель фирмы “Сикорский” вдруг неожиданно выступил в поддержку Ми-28, заявив, что хочет видеть своими конкурентами милевцев. При этом в прессу просочилась информация, что фирма “Сикорский” приступила к разработке одноместного вертолета с “навороченной” электроникой, чтобы превзойти камовские разработки.
ВертолетХарактеристики | AH-64DНа 1998г | КА-50На 1998г | МИ-28ННа 2005г |
Высота висения | 3,4 км | 4,7км | 3,2км |
Максимальная скорость | 310км/час | 310км/час | 300км/час |
Точность попадания ракеты при стрельбе на расстоянии 1км | 1,8м | 1,6м | 10-11м |
Дальность стрельбы | 8км | 8км | 6км |
Суммарное время поиска наземных целей и управления ракетами меньше, чем время реакции современных ПВО | да | да | нет |
Система катапультирования | нет | Есть | нет |
Вероятность поражения современного танка | 100% | 100% | 50% |
Американские специалисты признают, что летные характеристики и маневренность в бою у “Черной акулы” несравненно лучше, чем у “Апача”. А вот бортовое электронное оборудование, связь и навигационные системы лучше у них. Зависть у американцев вызывает система катапультирования в камовской машине, так как до сих пор оно применялось только в самолетах. Что же касается “Ночного охотника”, то его маневренность не вызывает у американцев опасения. МИ-28Н обладает не только устаревшим и тяжелым вооружением, но и электронным оборудованием каменного века. Да и название “Ночной охотник” будет приемлемым, только если на пилота надеть очки ночного видения или если какие-нибудь самолеты будут подсвечивать ему цель.
Двадцать лет назад транспортный вертолет Ми-26 и боевой Ка-50 были лучшими в мире. Сейчас Ми-26 безнадежно устарел, а замены ему нет. Из-за недостатка финансирования, аналоги и модификации “Черной акулы” стареют быстрее, чем совершенствуются. Время идет, а отношение российских военных к боеспособности армии остается прежним. На выполнение работ по Ка-52 “Аллигатор” камовцы запросили на 2004 год 120 миллионов рублей – получили 8 миллионов. Милевцы, получили 145 миллионов рублей на доработку Ми-28Н, практически, как и просили. Надо полагать, что денег нет только на вертолеты ОКБ Камова. Нетрудно посчитать, сколько лет будет дорабатываться “Аллигатор”. О планах главкома ВВС на судьбу Ми-28Н мы уже писали выше.
Спасти камовские разработки смогут только средства от экспортных продаж. Благо, этими машинами интересуются многие страны, в том числе и члены НАТО. Надежды на родное Министерство обороны нет. Когда “Черную акулу” только приняли на вооружение в 1994 году, тут же сообщили, что денег на закупку нет, и не предвидится. В 1996 году генерал Лебедь, бывший в то время секретарем Совета безопасности, заговорил о грядущем переходе армии на систему мобильных боевых групп и использовании Ка-50 как основы такой группы, камовцы тогда готовы были переименовать “Черную акулу” в “Черного лебедя”, лишь бы увидеть свою машину на вооружении российской армии. Но делать этого не пришлось – мобильные группы не понадобились, а ВВС продолжали разрабатывать Ми-28 (тогда был период буквы “Д”). И вот по скончании ХХ века министерство обороны закупило аж четыре камовских вертолета.
В советские времена предпочтение было отдано ОКБ Миля из-за кастовости военных: тогда не нашлось ни одного человека, который бы даже в мыслях мог допустить, что работавшие на морскую авиацию, смогут быть лучшими не только на море. Теперь же все определяют личные интересы хозяев ситуации и хозяев вертолетных заводов, вернее одного завода – “Росвертола”. А если пройдет подхваченная Путиным идея создания единого авиационного холдинга, то на камовских разработках боевых вертолетов можно будет поставить большой и жирный крест.