будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ВПК
Ноябрь 8, 2025
Страна
Савицкая Ирина

“Черная акула” и “Ночной охотник”

В конце 70-х годов прошлого века тогдашнему президенту США Джимми Картеру доложили о создании в СССР фирмой Камова боевого вертолета. Встревоженного этой новостью президента, успокоил советник Збигнев Бжезинский, сказав, что волноваться пока рано, так как менталитет советских военных, их кастовость и косность мышления не позволят принять вертолет на вооружение, даже если это будет супервертолет. И, как это нередко случается, оказался прав.

Великое противостояние “Камов – Миль” началось еще в 1967 году. До этого времени рынок внутри страны был строго поделен: ОКБ Н.И.Камова занималось морскими вертолетами, а ОКБ М.Л.Миля – сухопутными. События развивались в рамке “гонки вооружений”.

Вьетнамская война заставила США уйти от идеологии: вертолет – это вид транспорта и создать в 1967 году транспортно-боевой АН-1 “Хью Кобра”. В том же году военным Советского Союза были представлены два проекта – Камов предложил боевой вертолет, Миль – транспортно-боевой. Предпочтение отдают Милю, и на свет появляется МИ-24. В 1972 году американцы понимают, что транспортно-боевой вертолет – это хорошо, но нужен сугубо боевой вертолет, и в 1976 году в армии США появляется АН-64 “Апач”. В том же году в СССР объявляется конкурс на боевой вертолет. Камовцы предложили Ка-25ф, милевцы – Ми-28. Предпочтение отдается Ми.

Несмотря на то, что Ми-28 никак не получается, работы оплачиваются в полном объеме. На свой страх и риск, при довольно скудном финансировании в 1977 году ОКБ Камова начинает разработку вертолета Ка-50 (В-80) “Черная акула”. В конце 1987 года военная комиссия приходит к мнению “согласиться с предложением о завершении работ по созданию боевого вертолета Ми-28”, “принять решение о выборе боевого вертолета Ка-50 для проведения дальнейших работ” и “обеспечить поэтапное создание Ка-50 с проведением государственных испытаний” (ПСМ 1420-355 от 14.12.87г.). После завершения испытаний “Черную акулу” со скрипом принимают на вооружение, но закупать не торопятся.

Тем временем ВВС разрешают ОКБ Миля продолжить работы по созданию боевого вертолета. У первоначальной машины (Ми-28А) недостатки оказались столь серьезными, что устранить их было невозможно, поэтому ОКБ Миля начинает создавать практически новый вертолет – Ми-28Д. Работы продолжаются до 2000 г. И снова незадача – на испытаниях ломается главный редуктор, а макетная комиссия фиксирует несоответствие летно-технических характеристик. В 2002 году проект по МИ-28Д закрывают и начинают работы по Ми-28Н “Ночной охотник”. И вот, наконец, в марте прошлого года Ми-28Н совершил в Ростове-на-Дону свой демонстрационный полет.

Еще не начинались летные испытания, еще имеется несоответствие заданных характеристик с полученными реально, а главком ВВС во всеуслышание заявил, что к 2010 году армия получит 300 “Ночных охотников”.

За время до получения первого демонстрационного образца Ми-28Н (начиная с буквы “А” и закончив буквой “Н”), ОКБ Камова успело создать: Ка-50 “Черная акула”, две ее ночные модификации Ка-50Ш и Ка-50Н, Ка-50-2 “Эрдоган” (двухместная модификация Ка-50 по стандартам НАТО для экспортных продаж), Ка-52 “Аллигатор”, и это не считая корабельных, гражданских и многоцелевых вертолетов.

Про “Черную акулу” заговорили после первой же выставки в 1992 году. Зарубежная пресса кишела сообщениями о боевой машине русских. За разворот на 180 градусов при скорости в 220 километров в час и атаку условно догоняющего противника в “лоб” западные журналисты назвали “Черную акулу” “Оборотнем”. К началу 2000 года камовцы усовершенствовали систему вооружения, и Military parade написал: “Ка-50 не просто хорошая машина, - это новое направление в вертолетостроении и тактике армейской авиации. Предназначенный для нейтрализации АН-64 “Апач”, Ка-50 превзошел его по всем показателям”.

Прошло некоторое время и представитель фирмы “Сикорский” вдруг неожиданно выступил в поддержку Ми-28, заявив, что хочет видеть своими конкурентами милевцев. При этом в прессу просочилась информация, что фирма “Сикорский” приступила к разработке одноместного вертолета с “навороченной” электроникой, чтобы превзойти камовские разработки.

Если же сравнить некоторые характеристики всех трех вертолетов, то получается следующая картина.
Вертолет
Характеристики
AH-64D
На 1998г
КА-50
На 1998г
МИ-28Н
На 2005г
Высота висения
3,4 км
4,7км
3,2км
Максимальная скорость
310км/час
310км/час
300км/час
Точность попадания ракеты при стрельбе на расстоянии 1км
1,8м
1,6м
10-11м
Дальность стрельбы
8км
8км
6км
Суммарное время поиска наземных целей и управления ракетами меньше, чем время реакции современных ПВО
да
да
нет
Система катапультирования
нет
Есть
нет
Вероятность поражения современного танка
100%
100%
50%

Американские специалисты признают, что летные характеристики и маневренность в бою у “Черной акулы” несравненно лучше, чем у “Апача”. А вот бортовое электронное оборудование, связь и навигационные системы лучше у них. Зависть у американцев вызывает система катапультирования в камовской машине, так как до сих пор оно применялось только в самолетах. Что же касается “Ночного охотника”, то его маневренность не вызывает у американцев опасения. МИ-28Н обладает не только устаревшим и тяжелым вооружением, но и электронным оборудованием каменного века. Да и название “Ночной охотник” будет приемлемым, только если на пилота надеть очки ночного видения или если какие-нибудь самолеты будут подсвечивать ему цель.

Двадцать лет назад транспортный вертолет Ми-26 и боевой Ка-50 были лучшими в мире. Сейчас Ми-26 безнадежно устарел, а замены ему нет. Из-за недостатка финансирования, аналоги и модификации “Черной акулы” стареют быстрее, чем совершенствуются. Время идет, а отношение российских военных к боеспособности армии остается прежним. На выполнение работ по Ка-52 “Аллигатор” камовцы запросили на 2004 год 120 миллионов рублей – получили 8 миллионов. Милевцы, получили 145 миллионов рублей на доработку Ми-28Н, практически, как и просили. Надо полагать, что денег нет только на вертолеты ОКБ Камова. Нетрудно посчитать, сколько лет будет дорабатываться “Аллигатор”. О планах главкома ВВС на судьбу Ми-28Н мы уже писали выше.

Спасти камовские разработки смогут только средства от экспортных продаж. Благо, этими машинами интересуются многие страны, в том числе и члены НАТО. Надежды на родное Министерство обороны нет. Когда “Черную акулу” только приняли на вооружение в 1994 году, тут же сообщили, что денег на закупку нет, и не предвидится. В 1996 году генерал Лебедь, бывший в то время секретарем Совета безопасности, заговорил о грядущем переходе армии на систему мобильных боевых групп и использовании Ка-50 как основы такой группы, камовцы тогда готовы были переименовать “Черную акулу” в “Черного лебедя”, лишь бы увидеть свою машину на вооружении российской армии. Но делать этого не пришлось – мобильные группы не понадобились, а ВВС продолжали разрабатывать Ми-28 (тогда был период буквы “Д”). И вот по скончании ХХ века министерство обороны закупило аж четыре камовских вертолета.

В советские времена предпочтение было отдано ОКБ Миля из-за кастовости военных: тогда не нашлось ни одного человека, который бы даже в мыслях мог допустить, что работавшие на морскую авиацию, смогут быть лучшими не только на море. Теперь же все определяют личные интересы хозяев ситуации и хозяев вертолетных заводов, вернее одного завода – “Росвертола”. А если пройдет подхваченная Путиным идея создания единого авиационного холдинга, то на камовских разработках боевых вертолетов можно будет поставить большой и жирный крест.

Савицкая Ирина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).