будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Страна

Черный список гражданского общества

- Алексей Кириллович, недавно в "Новой газете" была опубликована любопытная переписка между Вами и группой правозащитников, которая касалась новой технологии работы гражданских организаций с судебной властью. Речь там шла об использовании этой технологии для того, чтобы выводить на чистую воду судей, допустивших неправосудные решения по делам о свободе слова и информации. Однако, по-моему, это технология универсальна и может применяться и в других случаях.

- Безусловно. Просто сегодня ситуация со свободой слова особенно сложна. Мы имеем сейчас очевидные примеры нарушения этой свободы под предлогом судебных преследований по различным другим поводам и примеры судебных решений, которые, на самом деле ограничивая эту свободу, формально с ней совершенно не связаны. Более того, в нашей дискуссии речь шла о том, насколько вредна наша собственная позиция, когда мы, говоря о нарушении свободы слова, по сути дела, становимся популяризаторами тайного желания власти, не будучи пойманной за руку, тем не менее объяснить гражданам, какие именно намерения она имеет в отношении этой свободы.

Но это, конечно же, не означает, что сама предложенная технология предназначена только для защиты свободы слова. Я думаю, что и у защитников прав потребителей, и у тех, кто сегодня занимается делом Буданова, и у целого ряда других правозащитных организаций найдется немало поводов высказать серьезные сомнения не только в правомерности судебных решений, но и в добродетельности и в независимости судей, эти решения выносивших.

Вопрос заключается в том, чтобы эти претензии не были поверхностными, голословными. Чтобы черный список судей, который правозащитники так или иначе будут составлять, был строго мотивированным и включал бы только те фигуры, в отношении которых проведен тщательный анализ и мониторинг. Поэтому я думаю, что от объявления о начале этой кампании до первых результатов нужно будет пройти еще несколько этапов. Мы сейчас начали это движение. Я уже говорил с некоторыми авторитетными юристами - мы надеемся, что это именно те люди, которые войдут в квалификационные коллегии, и которые должны будут донести голос общественного мнения до реально действующих судей.

К этой работе готов подключиться Независимый экспертный совет - организация, в которую входят очень опытные юристы, которые могут оказать нам квалифицированную, в первую очередь экспертную помощь. Хотя смотрят на это довольно пессимистически и говорят, что этот ход более публицистичен нежели последовательно аналитичен, и что, к сожалению, их собственная практика показывает, что замена одного судьи другим при сохранении существующей системы в конечном счете вряд ли может привести к улучшению общей ситуации с судами. Я не могу отказать им в логике, тем более учитывая, что это мнение профессионалов, однако одновременно с этим они не отрицают, что такая работа может принести свою пользу.

Кроме того, я совершенно убежден в том, что ответом на вопрос о том, как должны действовать правозащитники в условиях наступления на свободу слова, является отнюдь не только эта технология. Существуют и другие способы сблизить правозащитные организации и СМИ. Например, в регионах, где есть 5-6 действенных и активных правозащитных организаций, надо пытаться при самом достойном, самом свободном СМИ создавать совместные общественные приемные.

- Вы имеете в виду объединение усилий НПО, занимающихся различной проблематикой, по технологии ассамблей, предложенной в Пермской декларации?

- Да, это именно развитие ассамблейской технологии. Для газет это будет по сути дела общественный отдел писем, потому что у них самих давно уже нет таких отделов. Это позволит журналистам реально видеть те проблемы, с которыми работают правозащитники, и оставляя за ними самими право выбора героя и темы, прибегать к правозащитникам не просто как к источникам информации, а как к экспертам для оценки этой информации с юридической и нравственной стороны. Это будут своего рода площадки, на которых можно будет вырабатывать систему взаимодействия СМИ и правозащитных организаций, тогда как сейчас мы все более расходимся. Незадолго перед публикацией переписки мы провели встречу с представителями СМИ, где озвучили эту идею. Там было человек двенадцать достаточно известных в стране журналистов, и все они проявили к этому интерес. Хотя я не думаю, чтобы это сработало на уровне лидирующих федеральных изданий. Скорее это решение для регионов.

Мы озвучивали там и идею черного списка судей. В ответ наши собеседники сказали, что для них принципиально важны две вещи: во-первых, чтобы список был юридически безупречен, то есть чтобы за ним стояли реальные проанализированные решения, поступки, фактура; во-вторых, чтобы мы им ничего не навязывали. Полный список они, может быть, и не будут публиковать, а вот брать из него темы для собственных расследований - это им значительно более интересно. А для публикации самого списка есть правозащитные сайты. Хотя здесь тоже может возникнуть проблема - легко впасть в анархию, если каждая правозащитная организация в любом регионе страны, имеющая свой сайт, назовет двух судей, которые ей не нравятся или, с ее точки зрения, приняли неверное решение.

- Значит под черным списком Вы подразумеваете некий единый документ, который будет содержать имена только тех судей, досье на которых уже внесено в квалификационную коллегию? Кто будет курировать эту работу?

- Я уже писал и сейчас повторю, что эта идея пока еще не на все сто процентов зрелая. Механизм еще требует доработки, и мы будем заниматься этим вместе с юристами высокого класса. Я, например, уже посадил всех своих юристов, чтобы просмотреть все дела, в которых принимал участие Фонд защиты гласности, и собрать некое досье. Они уже этим занимаются.

Взять, к примеру, дело Григория Пасько. Приговор, вынесенный судьей Кувшинниковым, - вымученный. Человек выкручивает собственную совесть и мозги, составляя этот приговор даже не из фактов, а из мелких передержек фактов, которые дают ему хоть какую-то возможность выполнить заказ. Это настолько очевидно, что я могу назвать его в качестве первого кандидата в черный список. Но для этого нужно проанализировать не только один приговор, но и посмотреть, может быть, другие его дела, потому что в положении мальчика для битья, в принципе, может оказаться любой судья. Другой разговор, что порядочный человек не окажется в таком положении, ему хватит достоинства.

В связи с этим у нас была любопытная история. Мы поначалу ужасно возмущались бесконечными задержками в деле Моисеева - дипломата, которого обвиняли в шпионаже. Несколько раз повторялось одно и то же: судья вел процесс два-три месяца, входил в курс дела, а потом под любым предлогом из процесса уходил. А потом нам пришло в голову, что эти люди просто понимали, что на основе имеющихся у них материалов они не могут, не погрешив против совести, вынести обвинительный приговор, то есть не могут выполнить заказ. Поэтому они и уходили от выполнения этого заказа. Негуманно, нехрабро, но, согласитесь, хотя бы совестливо. Как видите, тут нельзя рубить сплеча. Надо отдавать себе отчет в том прессинге, под которым находятся судьи. Поэтому я не думаю, что мы должны быть размашисто агрессивны - мне думается, что мы должны быть сдержанно гуманны. Но, тем не менее, мы будем выполнять задуманное.

Однако все это будет действенно только в том случае, если эксперты сочтут юридический материал на судей из списка убедительным, а те, кто будет представлять общественность в квалификационных коллегиях, окажутся достаточно самостоятельными и мужественными для того, чтобы отстаивать эту юридически выверенную позицию.

- Есть и еще одна проблема - для того, чтобы эта технология заработала, нужно иметь уверенность в том, что квалификационные коллегии действительно будут сформированы в таком составе, чтобы они были пригодны для решения стоящих перед ними задач.

- Введение независимых юристов в квалификационные коллегии - это одно из условий судебной реформы, это предусмотрено в принятом законе. Их будет делегировать сообщество юристов - адвокатские коллегии, нотариат и так далее. Я не думаю, что сообщество юристов намного лучше и демократичнее любого другого сообщества в пределах нашего отечества, тем не менее, там есть здравые, трезвые и порядочные люди, которые смогут занять принципиальную позицию в квалификационных коллегиях. Но я вполне допускаю, что где-то таковых может не оказаться. Ситуация везде сложится по-разному.

- Насколько я понимаю, в данном случае важно заставить работать этот демократический по своей сути орган, а уж как он будет работать, это будет отражением реального состояния общества.

- Естественно. Главное, чтобы квалификационные коллегии работали. И во-вторых очень важно, что их работа не будет настолько закрытой, как раньше.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).