Сегодня в Госдуме в первом чтении рассматривается, наверное, самый значимый (после Конституции, конечно) закон страны. Это федеральный бюджет.
Сам документ содержит 8 тысяч страниц машинописного текста. Заранее размножен, отправлен в комитеты и, как говорят, даже изучен. Главный докладчик - министр финансов. Накануне он объяснил самой многочисленной фракции - "Единой России", что бюджет-2005 - профицитный, то есть доходы будут больше расходов на 278 миллиардов рублей. Это хорошо, добавляет Кудрин. Эти деньги можно отправить на "социалку" и безопасность. Партия бюджет поддерживает, а значит, он будет принят.
Главная интрига проекта бюджета - увеличение расходов на оборону и финансирование силовых ведомств - появилась после теракта в Беслане. «Военному времени» - военный бюджет.
Под общей концепцией бюджета, кроме "единороссов", готовы подписаться еще ЛДПР и "Родина". Однозначно против бюджета - только КПРФ. Их, похоже, не особо волнует, что «слабых бьют» и они имеют свои вопросы к распределению федеральных денег. Претензии коммунистов озвучил заместитель председателя Госдумы, член фракции КПРФ Валентин Купцов: "Этот бюджет сегодня не отвечает на главный социальный вопрос: каким образом будет обеспечена борьба с бедностью, как заявлено приоритетом в Послании Президента Федеральному собранию".
Впрочем, вопросы к бюджету в его настоящей редакции есть и у некоторых Комитетов. Некоторые депутаты поделились в интервью "Полит.ру" своими замечаниями и предложениями.
"Социальная часть бюджета прописана с определенными замечаниями, главное из которых отсутствие прозрачности некоторых статей", - считает Вера Оськина, член Комитета по труду и социальной политике. «Есть статья - "социальная политика", определена сумма, но не прописано более углубленно как эти деньги будут тратиться, и кто будет отвечать за то, чтобы эти деньги дошли до адресата. Предусмотрено, например, на закон о замене льгот денежными компенсациями 173 млрд. рублей, затем эта сумма расписывается по трем статьям - чернобыльцы, социальный пакет в части железнодорожного транспорта, и расходы на денежные компенсации - 99 млрд. А куда? Что? Кому? Прозрачности нет. К тому же часть расходов, которая в бюджете-2004 шла через социальный блок, а часть через образование или экономику, то сейчас расходные статьи перераспределены. Например, оздоровительный отдых детей всегда был в "социальной политике", потому что это социальные страховые фонды, ушел в отдел по образованию - и цифры уменьшены в разы. Какая цель? Запутать следы? Видимо, чтобы мы не учли, а им - не с чем сравнивать. Кроме того Правительство предполагает провести индексацию заработной платы работников бюджетной сферы с 1 января 2005 года на 20%. Но речь идет о прямом финансировании только федеральных бюджетников. При этом, из проекта бюджета не ясно, учтена ли помощь дотационным субъектам Федерации, чтобы индексация зарплаты в регионах оказалась не ниже 20%. »
Судьба субъектов федерации волнует и заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Сергея Штогрина.
"На фоне колоссального профицита федерального бюджета (в 2004 году 587 млрд. рублей, на 2005 год 278 млрд. рублей) удручающе выглядят большинство бюджетов субъектов федерации", считает депутат. "По данным Счетной палаты в текущем году бюджеты 60 субъектов федерации исполняются с дефицитом на общую сумму в 86 млрд. рублей и только у 29 субъектов с профицитом в 16 млрд. рублей. В будущем году ситуация с доходами в субъектах федерации еще больше усугубится, из их бюджетов изымается в федеральный 102,1 млрд. рублей за счет передачи 1,5% ставки налога на прибыль и увеличения норматива отчисления от налога на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей в пользу федерального бюджета.
Изъятие доходов у субъектов федерации происходит на фоне передачи им с федерального уровня расходных полномочий по выплате детских пособий, содержания среднего и среднего специального образования, всей системы ПТУ, монитаризации льгот труженикам тыла и ветеранам труда. В тоже время, с принятием закона о федеральном бюджете, никак не урегулируется вопрос имеющейся кредиторской задолженности у субъектов федерации по ЖКХ, детским пособиям и т.д."
В свою очередь финансисты скептически относится к идеи расходования части стабилизационного фонда. Так, заместитель председателя Комитета по кредитным организациями и финансовым рынкам Анатолий Аксаков считает, что тратить деньги из государственной "заначки" нужно осторожно. «Стабилизационный фонд – это не заработанные деньги, это то что мы получили за счет высоких цен на нефть. И направление этих денег в экономику страны, например, на повышение зарплат бюджетникам, приведет только к инфляции. Эти деньги быстро проедятся – их съест инфляция.
С другой стороны, мы должны иметь некоторые проекты, на которые можно расходовать стабилизационный фонд.
Первое направление – это инфраструктура. Россия славится плохими дорогами. Уже Белоруссия и Украина, несмотря на свою бедность, обошли нас по качеству дорог. Это ненормально так мало заниматься строительством дорог. С одной стороны, конечно, разворовывают, здесь контроль должен быть соответствующим. А дороги нужно строить. И сюда можно и нужно тратить стабилизационный фонд.
Другое направление связано с наукоемкими отраслями. Мы должны иметь такой фонд венчурных технологий. Деньги на поддержку нетрадиционных технологий, наукоемких, которые могли бы быть использованы в промышленности. Там, конечно, не все даст результат. Но то, что получится, эти результаты - они покроют все затраты. Это мировой опыт. К этому нужно подходить, и если не в этом году, то точно в следующем. Иначе Россия будет обречена оставаться на окраине мировой цивилизации в промышленном и экономическом плане».
Похоже самыми довольными остались военные. Общая сумма, выделенная в проекте бюджета 2005 года на национальную оборону, составляет 573 миллиарда рублей.
Министр обороны Сергей Иванов высказал удовлетворение долей своего министерства в бюджете будущего года. Еще бы! В следующем году эта доля вырастет еще на 70 миллиардов рублей.
Как будут собираются быть потрачены эти деньги понятно не до конца. Но уже сейчас думский Комитет по обороне озабочен финансированием военных и правоохранителей.
«В рамках моей работы в парламентской комиссии по закрытым статьям бюджета, меня больше всего беспокоит денежное обеспечение военнослужащих», говорит заместитель председателя Комитета Алексей Сигуткин.. «Есть решения по поводу компенсации льгот этой категории граждан, однако нет решения по поводу увеличения довольствия, которое должно быть все-таки увеличено на менее чем на 20%. Причем мы не настаиваем на увеличении финансирования определенной сферы вообще, нам нужны деньги под конкретные задачи: это и задолжности по боевым выплатам,и развитие фонда военного жилья, и государственные программы вооружения. Эта идея пользуется поддержкой профильных комитетов, и с этими поправками мы будем работать в течение сессии".
Так или иначе второе чтение обещает быть более интересным: тогда у Комитетов будет возможность побороться за свой кусок пирога.