будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Страна

Что почитать: рекомендует филолог Николай Поселягин

Что почитать: рекомендует филолог Николай Поселягин
pic_5
Николай Поселягин

Каждый четверг в нашей рубрике «Что почитать» интересные люди делятся своими впечатлениями от книг, прочитанных в последнее время. На этой неделе — кандидат филологических наук, доцент Высшей школы экономики Николай Поселягин.

Первая книга, которую стоит прочесть, — «Как лгать при помощи статистики» Даррелл Хафф (1954, русский перевод — 2016). В ней представлено классическое исследование того, что бывает, когда люди слишком верят цифрам, в частности цифрам статистических данных. Ложь, вынесенная в название, — это не только и даже не столько сознательные манипуляции и обман (хотя и они тоже, разумеется), сколько в первую очередь некритическое, доверчивое отношение к информации, если она выражена наукообразно.

Информация при этом может быть вполне корректна — зато цифры, в которых она сформулирована, можно интерпретировать по-разному, и интуитивное понимание далеко не всегда оказывается верным. Сам Хафф был не статистиком, а журналистом, но и задача его книги — не в том, чтобы скорректировать те или иные конкретные статистические методы, а в том, чтобы включить критическое мышление у людей, имеющих дело со статистическими данными. И в этом плане она, на мой взгляд, выходит далеко за пределы статистики и даже лжи: в бэкграунде книги находится более фундаментальная проблема наивного отношения к факту как к некой объективной данности, истине, которая якобы «говорит сама за себя».

Следующая книга, которую я бы рекомендовал прочесть, — «Общественное мнение, или Власть цифр» Григория Юдина. Она вышла в 2020 году.

Тема этой книги отчасти пересекается с предыдущей. Юдин исследует феномен общественного мнения — не такой уж древний по историческим меркам (восходящий к XVII-XVIII векам) и существенно изменившийся в середине XX века, когда благодаря Джорджу Гэллапу и его единомышленникам общественное мнение из руссоистского «мнения народа» и буржуазного «мнения интеллектуалов» превратилось в цифры статистики и в данные соцопросов.

У самого Гэллапа опросы общественного мнения базировались на идее репрезентативности — и Юдин подробно анализирует, как эта идея в итоге оказалась мифом. В целом название книги Хаффа подошло бы к материалу, который исследует Юдин, даже лучше, чем к материалу самого Хаффа.

Еще стоит обратить внимание на книгу Дэвида Гребера «Бредовая работа: Трактат о распространении бессмысленного труда» (2018, русский перевод — 2020). Название говорит само за себя: почему мы занимаемся трудом, который ничего не создает, не привносит ничего нового в нашу жизнь и только воспроизводит сам себя? Все больше и больше людей в современном мире занимаются тем, что составляют отчеты и делают презентации, как будто в этом и заключается самоцель их деятельности. В чем вообще смысл этой рутины для человека, который ею занимается?

В 2013 году близкий к неомарксизму антрополог Гребер задал этот вопрос в эссе, из которого выросла эта книга, и пришел к выводу, что ни в чем, а саму самовоспроизводящуюся работу назвал «bullshit job» — словосочетание, быстро ставшее мемом. «Бредовая работа» — логичное продолжение других трактатов Гребера, в первую очередь «Утопии правил» (2015, русский перевод — 2016), где он рассматривает, как идеи рациональности и контролируемого администрирования деградировали в ту бюрократию, в мире которой мы все сегодня живем.

Еще я бы рекомендовал прочесть книгу «Насилие и социальные порядки» Дугласа Норта, Джона Уоллиса и Барри Вайнгаста (2009, русский перевод — 2011). Ее подзаголовок сразу задает эпический масштаб: «Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества».

Фактически это попытка выстроить на уровне едва ли не всей мировой истории новую либеральную концепцию развития демократии — разумеется, в контексте современных экономики и политологии. Интересно, что в центре исследования находится не демократический идеал (его Норт называет «порядком открытого доступа» к любым видам ресурсов и любым способам партнерства), а «естественное государство» — то есть недемократическое и построенное на институционализации насилия.

Критический анализ естественных государств, как древних, так и современных, — на мой взгляд, самая интересная часть книги; главы же про государства, перешедшие к открытому доступу, читаются как утопия. Зато обнадеживающе звучит оптимизм Норта, уверенного, что естественное государство в определенных социально-экономических условиях может (если, конечно, захочет) перейти к порядку открытого доступа. Такая свобода выбора — пусть даже если это и утопия — выглядит гораздо привлекательнее, чем псевдонаучный детерминизм, рассказывающий, почему одни страны обречены быть богатыми, а другие — бедными.

И напоследок стоит прочесть «Происхождение немецкой барочной драмы» Вальтера Беньямина (1928, русский перевод — 2002). Книга Беньямина, которую он, к сожалению, так и не смог защитить как диссертацию, прекрасно известна филологам, но мне интересно смотреть на нее немного с другого ракурса: с идеологического.

Немецкие драматурги XVII века не просто писали пьесы в соответствии с эстетикой эпохи барокко — Беньямин показывает, как, ставя их перед местными монархами, они пытались обучить их образцам правильного, в их понимании, правления.

Обучение шло от противного — в центре немецких барочных драм почти всегда находился деспотичный тиран, не умеющий совладать со своими желаниями и страстями. Однако если сама концепция доброго vs. тиранического правления — древняя, средневековая, ничего нового к XVII веку в ней давно уже не было, то способ ее подачи для того времени не самый банальный.

Немецкие барочные драматурги меньше опираются на религиозную подоплеку (в эпоху Реформации и религиозных войн это уже не самая надежная основа), а в первую очередь пытаются сформировать у правителей немецких земель систему идей и политических предпочтений, основанных на исторических примерах (в их пьесах главные герои — всегда исторические деятели). Нередко считается, что первые полноценные политические идеологии в Европе формируются на несколько десятилетий позднее и выходят из философских трактатов Просвещения, но Беньямин обнаруживает еще один, альтернативный и несколько более ранний, источник.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).