Запуск космического аппарата «Меридиан» с космодрома «Плесецк», запланированный на следующую неделю, состоится не ранее 30 октября. По данным «Коммерсанта», контейнер с разгонным блоком «Фрегат», предназначавшимся для вывода на орбиту «Меридиана», упал с железнодорожной платформы во время транспортировки на заправочную станцию.
Инцидент с «Фрегатом» произошел в начале октября, когда представители Научно-производственного объединения (НПО) имени Лавочкина, разрабатывающие разгонный блок, и специалисты войск воздушно-космической обороны (ВКО) завершили очередной этап наземных испытаний изделия. Они должны были доставить разгонный блок из монтажно-испытательного корпуса на заправочную станцию космодрома для заправки топливом. Перед отправкой «Фрегат» был помещен в специальный контейнер и погружен на железнодорожную платформу. Источник газеты уверяет, что «все подготовительные мероприятия проходили в соответствии с инструкциями».
Однако во время движения при входе в поворот платформа перевернулась и контейнер, внутри которого находился «Фрегат», опрокинулся. О случившемся сразу же доложили командующему войсками ВКО генералу Александру Головко и гендиректору НПО имени Лавочкина Виктору Хартову, а также в Федеральное космическое агентство и Объединенную ракетно-космическую корпорацию.
«Фрегат» был доставлен обратно в монтажно-испытательный корпус для проведения детального обследования. По данным открытых тендеров Роскосмоса, стоимость разгонного блока данного типа составляет около 400 млн рублей.
Виктор Хартов не смог ответить на вопрос о причинах инцидента и посоветовал обратиться в Минобороны, отметив, что «Плесецк» - военный космодром, а потому все действия там проводят военные, однако представители Минобороны предоставить комментарий также отказались.
Тем не менее, на условиях анонимности один из офицеров на космодроме «Плесецк» сообщил газете, что причиной инцидента стали неполадки в ходовой части платформы, перевозившей груз.
«Самые главные опасения были связаны с тем, что "Фрегат" при падении мог получить критические повреждения, тогда бы его пришлось в срочном порядке заменять другим разгонным блоком, находящимся на предприятии-изготовителе, что непременно бы сказалось на сроках запуска всего аппарата», — заявил изданию источник в космической отрасли.
Однако данные опасения пока не подтверждаются. По словам источника, Виктор Хартов просил военных дать ему как минимум три недели для полного обследования изделия, однако те поручили ему сделать это в течение недели. Источник отметил, что военные хотят осуществить пуск как можно скорее, и теперь он запланирован на 30 октября.
Впрочем, источник в Минобороны в беседе с «Интерфаксом» опроверг падение разгонного блока «Фрегат» при перевозке. По его словам, платформа не переворачивалась – с рельсов сошло только одно колесо.
«На самом деле произошел сход с рельса одного колеса платформы. При этом платформа проехала в таком положении 3-5 метров и остановилась», - рассказал источник.
Он отметил, что перевозка подобных грузов на космодроме осуществляется на очень малой скорости, а сам разгонный блок транспортируется в специальном противоударном контейнере.
Источник добавил, что после происшествия разгонный блок был возвращен в монтажно-испытательный корпус, где прошел все необходимые проверки и испытания, которые 14 октября уже завершились. На данный момент, по его словам, все системы разгонного блока функционируют нормально, и он готов к использованию при очередном космическом запуске.
Как отмечает «Коммерсантъ», нежелание военных затягивать старт отчасти понятно: именно четыре «Меридиана» на орбите позволят полноценно заменить устаревшие военные системы связи (типа «Молния-3», «Молния-1Т» и «Парус»). Кроме того, они должны обеспечить связь морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми станциями.
Пока на орбите есть только три таких аппарата, запущенных в 2010, 2011 и 2012 годах. При этом два старта «Меридианов» (в 2006 и 2011 годах) окончились неудачами, а один (2009 год) был признан лишь «частично успешным».
Находящийся сейчас в Плесецке седьмой аппарат планировалось запустить еще в прошлом году, однако из-за неустойчивой работы некоторых бортовых систем запуск перенесли на 2014 год.
Отметим, что железнодорожные проблемы не первый раз влияют на планы сотрудников космической отрасли. 26 ноября 2012 года при транспортировке на Байконур по железной дороге механические повреждения двух боковых блоков ускорителя первой ступени получила ракета-носитель «Протон-М», предназначавшаяся для запуска спутников «Ямал-402» и Satmex-8. Тогда ракета была возвращена на завод-изготовитель, а вместо нее прислана запасная.
В октябре 2010 года, также при транспортировке на Байконур, космический корабль «Союз ТМА-20» упал внутри вагона-контейнера. Корабль был возвращен на завод для замены спускаемого аппарата, который был взят у следующего корабля «Союз ТМА-21».
Напомним, что проблемы с разгонным блоком «Фрегат-МТ» стали причиной аварии двух европейских спутников Galileo, которая произошла 22 августа 2014 года. В этот день с космодрома Куру во Французской Гвиане была запущена российская ракета-носитель «Союз-СТ-Б» с разгонным блоком «Фрегат-МТ» и двумя европейскими спутниками Galileo, которые впоследствии были выведены на ошибочную орбиту.
Как выяснилось, вывод спутников на нецелевую орбиту стал результатом ошибки в ориентации разгонного блока «Фрегат-МТ» при втором включении его двигательной установки.
Трубка подачи гидрозина в двигатель «Фрегата» была установлена слишком близко к трубке подачи охлажденного газа, что привело к заледеневанию гидрозина и вызвало сбой в работе разгонного блока. Впоследствии аналогичные аномалии были обнаружены на некоторых других «Фрегатах», как готовых, так и находящихся в производстве.