Накануне не состоялась запланированная встреча Владимира Путина и крупных российских предпринимателей. Зато состоялся матч чемпионата Европы по футболу Россия-Португалия.
Футбол – игра с нулевой суммой: если есть победитель, есть и проигравший. Вот мы и проиграли. В этом смысле, если была бы такая возможность, матча с Португалией следовало бы избежать, счет не в нашу пользу прогнозировался.
Встреча Кремля и Бизнеса, похоже, не состоялась именно по этой причине. Мы в политике установили футбольные правила “нулевой суммы”, каждый боится проиграть и потерять и так шаткие турнирные позиции. Президент не хочет конкретизировать тезис о “социальной ответственности бизнеса”, потому как тут тонко: удвоение ВВП (а значит, поддержка бизнеса) и социальные гарантии (а значит, жесткая фискальная политика по отношению к бизнесу) плохо синхронизируются, для этого нужна какая-то очень хитрая конструкция, а ее нет. Бизнес очень хочет конкретизации требований к собственной ответственности, но боится настаивать, потому что знает, что этой конструкции нет, и будить лихо не хочет. Ничья, в отличие от футбола, никому не принесет очков, поэтому выходить на поле игроки не торопятся, и разговор никак не состоится.
Отсутствие политики как стратегии, которая в результате приносила бы выгоды всем выходящим на поле, во многом определяется отсутствием идей и команды. У российской политики, как и у сборной, очень короткая скамейка запасных. Ходорковский дисквалифицирован за нарушение режима и критику тренера, Бендукидзе отдан в другую сборную играть в тот футбол, что он считает нужным. В новой сборной Кремля, в общем, те же лица, что и в старой, поменялись только номера на футболках. В политическую команду мы продолжаем рекрутировать чиновников, а не бизнесменов.
Наши отдельные игроки входят в отдельные мировые клубы: политики – в политические, бизнесмены – в бизнесовые, а отечественной сборной нет. Есть подрастающий эшелон новых амбициозных игроков (мы их деликатно называем средний бизнес), это те, кто оказался не “замазан” в залоговых аукционах и имел более плохие стартовые условия, нежели “старшие товарищи” по бизнесу. Многие из них выросли “вопреки”, как и поколение футболистов 80-х годов рождения, в условиях развала отраслей и механизмов их воспроизводства. Но в сборную мы их не берем, и реализовываться, похоже, они будут в клубной политике, а не в сборной страны.
Андрей Зорин, недавно читавший публичную лекцию в клубе Bilingua, какое-то время назад написал книгу, где рассматривал природу идеологии как метафору. Примерно в это же время Путин произнес лозунг: “Догнать и перегнать Португалию”. Футбольный жребий сыграл с нами злую шутку и доформулировал эту метафору, сведя нас с этой страной в футбольном матче. Итог нам известен. Вывод, в общем, тоже: нужно формировать скамейку запасных.