На заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию Д. Медведев снова заговорил о новых технологиях. Как уж ему всегда было свойственно - преимущественно, электронных. Нет, не об айфонах и айпэдах, но все же... Фактически, какой-то ренессанс айти и слова "инновации".
Но, если приглядеться, то все это приняло другой оборот, государственный. Первый мессидж состоял в том, что в России должна быть сформирована "единая общефедеральная инфраструктура оказания госуслуг, которая включает в себя как онлайн, так и офлайн составляющие". По подсчетам Медведева, к 2018 году 70% граждан должны получать государственные услуги в электронном виде, а сейчас этот показатель составляет около 20%.
Но что такое государственная услуга в электронном виде? Это речь о счетах за электричество? Какие еще (годящиеся для оцифровки) услуги осуществляет государство? Тут премьеру плюс: он и сам не знает. Потому что дальше он сообщил, что нужно более четко определить понятие "предоставление услуги в электронном виде": "За этим не должна стоять простая информация об услуге на веб-странице ведомства. Задача - создать нормальный, современный, полноценный интерфейс, который упростил бы общение с чиновниками". Конечно, "полноценный интерфейс для общения с чиновниками" - пять баллов.
А вот и пример услуги: "Например, уже в следующем году можно было бы окончательно перейти к приему в детсады на основании электронной очереди". Причем, по его словам, ведомства и бюджетные учреждения должны сами запрашивать имеющуюся в электронных базах информацию, а не требовать от людей "ворох бумажек и ксерокопий". Тут, конечно, еще бы раз и поподробнее: что ли ведомства сами все вынут из неких баз, после чего предоставят те услуги, в которых должны нуждаться граждане, которые о них и не просили, да и не догадываются о наличии оных? Вот, детские садики. Что, безусловно, прекрасно.
Однако, некоторую настороженность вызывает то, что признав, что темпы перевода услуг в электронный вид в стране нельзя назвать оптимальными, Д.А.Медведев рассказал, как в РФ могла бы быть сформирована единая общефедеральная инфраструктура оказания услуг. "Имею в виду единый портал госуслуг, на котором сегодня зарегистрировано более 4 млн граждан, а также сеть многофункциональных центров. Их создано порядка 700, а к 2015 году планируется открыть около 3 тыс". Ну, и кошмарный вариант: "Еще один возможный элемент этой инфраструктуры - филиальная сеть "Почты России". Естественно, при условии модернизации отделений и обучении персонала". Ах, все мы знаем многое о "Почте России".
Тут же, типа встык, сообщено, что надо создать систему, позволяющую гражданам получать государственные и муниципальные услуги на всей территории страны, независимо от места жительства или пребывания. Ну тут ясно - раз уж кругом госуслуги в онлайне, то как же иначе? И тут же, еще раз встык, почему-то о том, что "Современные технологии позволяют идентифицировать гражданина - например, при помощи банковской карты или телефонной сим-карты. В перспективе мы должны выйти на создание электронного паспорта".
Но что это имелось в виду, хотя бы на примере? Просто id-карточка или что там у нее еще внутри? Проездной на трамвай? Но вот к этому сообщению в агентствах было уточнение, то есть - полное название мероприятия. Это было заседание президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию страны, "посвященном повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг". То есть, понятно, откуда такой уклон в сторону детских садов, например. Но айти-идеи у премьера стали серьезней, однозначно.
А дальше - чуть ли не революционный шаг. Медведев заявил, что возглавит правительственную комиссию по использованию информационных технологий: "Тема эта сложная, и если говорить по-честному, я наблюдаю последние лет десять, как эта тема развивается в правительстве вне зависимости от того, где я в этот момент работал. Двигается это все с большим трудом. С очень большим трудом: Поэтому я принял решение лично возглавить правительственную комиссию по использованию информационных технологий в различных областях".
И добавил, что это должно пойти на пользу, "потому что всегда внимание со стороны руководства правительства создает дополнительное напряжение". Вот тут, конечно, важен контекст. Дополнительное напряжение по теме сейчас создается и в других местах. В Госдуме, например, с ее разнообразным законодательным креативом про интернет и т.п., ну так а эта организация управляется понятно откуда. И что же теперь? Создается очаг электронного сопротивления в правительстве?
Причем, любопытно, что Госдума заходит со стороны частно-прикладной, как бы моральной, а правительство - со стороны государственной: документооборот, госуслуги - все это куда круче, чем законопроекты на тему не материться в чатах. Вот это случайно или как?