будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Страна
Краев Тихон

Д.Медведев то ли сможет, то ли нет

Д.Медведев то ли сможет, то ли нет
okho2
Иллюстрация: Сергей Елкин

Как-то так получалось, что с апреля правительство раз за разом сильно задвигали в положение терпилы. За все-то ему приходилось отвечать перед Президентом и Гражданами. А на выходных в СМИ наступила очередь Д.Медведева - премьера и не только. Соответственно, интерес в том, отобьется ли.

Предыстория была примерно в трех актах. 7 мая В.Путин проводил совещание с Медведевым и др. кабмином по поводу исполнения подписанных год назад указов. Мероприятие вышло знаковым не только из-за последовавшей затем отставки В.Суркова, но по его идеологическому оформлению - утверждении роли В.В.Путина как некой абсолютной сущности, вплоть до абсурдного госустройства по типу "Путин и все остальные". Разумеется, эта идеологема была успешно внедрена (ну, куда-то в кого-то внедрена), а правительство на мероприятии было в мизерабельном положении.

Перед совещанием производился фоновый наезд на правительство - со статьей в "Ведомостях" ("Правительство готовится отчитаться перед президентом о выполнении его инаугурационных указов. Как выяснили "Ведомости", за год указы реализованы на 40%"). Правительство спешно пояснило, что не 40 процентов, а 73, но его положение в природе это не изменило.

Ранее была идеологически-макроэкономическая тема - совещание с участием президента и представителей финансово-экономического блока Кремля и правительства, 22 апреля в Сочи. Вот там было всерьез, поскольку бились за сценарии. История была косвенно связана с Кудриным, имея в виду слухи о том, что он пойдет работать в АП смотрящим за экономикой. По этому поводу связь была уже с этим - "Выступление на форуме Сбербанка «Россия 2013", 19 апреля. Там Греф представил А.Кудрина как главного человека времен кризиса 2008-09 и спросил у него, как все будет развиваться (или не будет) дальше. Какая новая модель развития возможна, как себя вести с дефицитом бюджетом, правомерен ли отказ от кредитов – с уточнением, что для экономистов все это означает остановку развития. Потому что тогда нельзя вкладываться в инновации – они рискованные. Нельзя кредитовать – тоже риски. Инновационные  производства - это риск… Какая из моделей возобладает?

На совещании (22 апреля в Сочи) возобладал, надо понимать, монетаризм. В противовес мнению С.Глазьева, который предлагал тему вброса денег на предмет развития. Весь этот бэкграунд никак нельзя поставить в конце этой заметки, потому что он определяет рамку, в которой находится правительство и Д.Медвдев как таковой. Ну да, они там как-то явно не в центре сюжета.

А теперь - Медведев

Теперь право хода получил Медведев. Вопрос не так, чтобы в нем самом, сколько в том, удастся ли правительству выбраться из очевидной ямы (по крайней мере - медийно-имиджевой), и если да, то по каким линиям оно может это сделать.

Сначала, впрочем, была линия партийная, где Медведев выступал в амбивалентном виде. "Единая Россия" провела совместное заседание Генерального и Высшего советов «Единой России». Медведев председательствовал - как председатель партии. На сцене кроме него имелись: секретарь президиума Генсовета партии С.Неверов, кураторы идеологических платформ – В.Плигин, С.Железняк и И.Яровая (либеральный, социальный и патриотическое партнаправления). Также на сцене был Б.Грызлов, но его роль осталась не проясненной.

В.Плигин сообщил, что либеральная платформа предлагает сделать власть открытой, а правовую среду – комфортной для граждан. В этой связи было сказано, что главным условием реализации принципа свободы гражданина является доверие граждан к власти, и "в рамках проекта "Открытая власть" мы сможем сформировать это доверие…" "Речь идет о формировании экспертных общественных советов при органах власти, при региональных заксобраниях", - пояснил Плигин. Но, в общем-то, эта тема - не так, что конкретно сфера компетенции главы правительства.

Координатор социальной платформы С.Железняк перечислил изрядное количество партийных проектов: развитие внутреннего туризма, демография, помощь детям и семьям, стимулирование долголетия, строительство физкультурных центров, решение проблем ЖКХ, воспитание сельских учителей, конкурсы для журналистов, пишущих на социальные темы. Ну, тут правительство в принципе могло бы что-то сделать, но, как бы это сказать, темы не первой линии.

И.Яровая и патриотизм: "История нашей страны пронизана духом и действием патриотизма. Мы просим вас, Дмитрий Анатольевич, дать поручение правительству проработать законы об охране памятников истории, об ответственности за реабилитацию нацизма. Также надо, чтобы улицы наших городов носили имена героев России, надо обеспечивать преемственность поколений в вопросах изучения истории". В данном случае правительство было упомянуто конкретно, но - при всем увлечении власти этой темой - вряд ли она даст правительству какие-то шансы на улучшение своего положения.

Было и конкретно: Д.Медведев согласился с инициативой поддержать отечественных производителей, но предложил "не заигрываться" в поддержке регионального, чтобы не скатиться к областному сепаратизму, а партии и правительству "включиться в проект по продвижению наших брендов, наших знаков качества". Легко заметить, что в этом случае правительство выступит в роли распространителя готовых продуктов, а не в роли органа, это производство стимулирующего. Впрочем, это, все-таки, было партийное мероприятие.

Д.Медведев и макроэкономика

На следующий день, 19-го, Д.Медведев встретился с журналистами уже как премьер - он как бы отчитывался за год работы правительства. Сообщено было, что "За это время кабинет министров утвердил основные направления своей деятельности до 2018 года и спрогнозировал долгосрочное социально-экономическое развитие России до 2030 года". Так что, как видно, основная функция правительства в том, чтобы производить планы. По крайней мере в именно в такой форме они мыслят себе имиджевое представление своей деятельности.

Д.Медведев был сомнамбуличен и дальше. Напомнил, что на последнем заседании правительства рассматривались сценарии развития страны на три года. Но не сказал ни слова о конфликтах между сценариями. Только все то же: "Нам действительно нужно 4-5% в год, и сценарий развития страны на три года, который на последнем заседании правительства рассматривался, исходит из умеренно-оптимистического характера с ростом как раз 4%, но могут, конечно, быть и другие сценарии. Я считаю, что это основной вызов, который на настоящий момент стоит перед правительством, да и не только перед правительством, перед всей страной, потому что очень не хотелось бы, чтобы был такой, как принято говорить молодежным сленгом, "кисляк"".

Кто уж там из молодых и на каком медведевском раёне употребляет слово "кисляк" - черт бы с ним. Но снова оказывается, что главное для Медведева - эти 4-5% в год. Иначе говорить не умеет, хотя все это на встрече с журналистами, передатчиками его тайного знания народу. Ну и вот оно: нам всем нужны 4-5% в год, думайте об этом.

Коль скоро это был отчет, то и оценка: год для правительства был "разный": "Оценки тоже можно давать разные. Тем не менее, страна развивалась. Это, наверное, заслуга не только правительства и не столько правительства, а вообще общеэкономической ситуации, которая сложилась какое-то время назад".

Он отметил, что, несмотря на падение роста, "многие очень важные макроэкономические параметры остаются в нормальном состоянии. Это, как минимум, создает условия для дальнейшей нормальной работы..." Также власти РФ и дальше будут стараться сокращать инфляцию: "Инфляционное таргетирование остается, но сам по себе этот результат для России приличный, даже в сравнении с результатами некоторых наших ближайших соперников и конкурентов". Словом, монетарный сценарий подтвержден, роль правительства во всем этом выглядит вполне вторичной.

Ну и личные чувства премьера: "Общая характеристика того, что происходит в экономике - на мой взгляд, ситуация средненькая. Не происходит ничего сверхдраматичного, но и ничего хорошего не происходит, и это, наверно, больше всего всех раздражает - что непонятно, сможем ли мы вопреки мировым тенденциям выбраться на устойчивую траекторию роста".

Что и есть резюме всему: то ли сможет, то ли нет.

Краев Тихон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).