Наиболее распространенной религией в Дагестане является ислам. Его исповедуют представители всех населяющих его коренных народов, за исключением горских евреев. В настоящее время ислам оказывает наиболее сильное влияние как на повседневную жизнь граждан, так и на властные структуры в центральной и северной частях равнинного Дагестана и предгорных районах (поскольку именно здесь проживает наибольшее число верующих). Эти районы населяют в основном аварцы, даргинцы и кумыки. Наиболее религиозны из числа живущих в этой многонациональной республике народов даргинцы, далее по убывающей: аварцы, кумыки, лезгины и лакцы.
В Дагестане сейчас четыре влиятельных суфийских шейха, число их приверженцев превышает 200 тысяч человек. За 1991 и первую половину 1992 года в республике построено или восстановлено 526 мечетей, еще 90 строятся. Открыто 203 школы при мечетях, духовное училище. В 1990 году Духовное управление мусульман Северного Кавказа распалось на самостоятельные казиаты. Свой республиканский казиат образовался и в Дагестане. Его возглавил Бахауддин-хожди Исаев.
29 февраля 1992 года состоялся первый съезд мусульман Дагестана. Муфтий Бахауддин-ходжи Исаев отказался принять в нем участие, несмотря на приглашение. Съезд проходил под большим давлением делегатов-аварцев (многие из которых принадлежали к Исламской демократической партии). Несмотря на призывы к единению мусульман и намерение оргкомитета реанимировать упраздненное два года назад Духовное управление мусульман Северного Кавказа, в действительности произошло прямо обратное. Не удалось избрать новый совет алимов. Немалую роль в этом сыграли национальные квоты: из 27 мест 10 отвели себе аварцы, а чеченцам, лезгинам и азербайджанцам осталось одно место на каждую национальность. Кумыки и даргинцы бойкотировали выборы. Был сделан шаг к тому, что каждый из народов Дагестана создаст себе и духовное управление, и совет алимов.
Среди пунктов заключительной резолюции съезда значились создание исламской гвардии при Духовном управлении Дагестана, "рецензирование" всех исламских изданий и газет в Управлении. Любопытным является требование приоритета Духовного управления при приватизации культурных учреждений: кинотеатров, Домов культуры и т.д. Резолюция требовала также усиления пропаганды ислама через средства массовой информации.
4 марта 1992 года перед Духовным управлением прошел митинг кумыков и даргинцев (даргинцы - наиболее активная часть "Джамаатул муслими"). Они создали оргкомитет по подготовке альтернативного съезда и устройства параллельного Духовного управления. Выборы нового муфтия советом алимов, избранных на февральском съезде, они законными не признали. О панисламизме в Дагестане пока не может быть и речи. Межнациональные противоречия пока куда важнее для судьбы республики, нежели религиозно-идеологические; борьба за власть в Дагестане идет прежде всего между национальными кланами и общинами. Об этом говорит и то, что в осеннем 1991 года конфликте между чеченцами и аварцами попытки духовенства примирить враждующие стороны не были никем восприняты всерьез, в то время как высокопоставленные чеченец Руслан Хасбулатов и аварец Рамазан Абдулатипов из ВС РСФСР, приехавшие на место, смогли предотвратить назревавший вооруженный конфликт.
Православные приходы на территории Дагестана относятся к Ставропольской епархии.
По материалам базы данных "Лабиринт" информационно-экспертной группы "Панорама"