будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Страна

Дагестан ждет выбора президента

В ближайшие недели будут названы кандидатуры глав нескольких ключевых для России национальных регионов – Татарстана, Ямало-Ненецкого автономного округа, Дагестана. Полномочия их действующих лидеров подходят к концу.  Президент РФ решит задачу с несколькими неизвестными как-то иначе. Остановит свой выбор на ком-то другом из списка, предложенного «Единой Россией».

Самым остро проблемным регионом, по мнению многих экспертов, является Дагестан. Здесь, похоже, существует политическая интрига, поскольку выбор президента Медведева не очевиден. Партия предложила список из пяти кандидатур (как заметил один из местных политиков, «чтобы мы тут все грызлись»). Недавно в своем Послании к Федеральному Собранию Дмитрий Медведев очень критично оценил ситуацию, складывающуюся на Северном Кавказе, и, вместе с тем, предложил пути выхода из нее. Теперь Дмитрию Анатольевичу предстоит определить, кто конкретно может стать наилучшим проводником его курса в масштабах Дагестана.

В своем Послании Президент России отметил, что напряженность ситуации в регионе во многом упирается в недостаточно эффективное социально-экономическое развитие. Проблема не может быть решена только за счет дотаций из центра (Дагестан, Ингушетии, Чечня и так оказались в числе наиболее крупных реципиентов федерального бюджета). «Вывод очевиден: для успешного решения проблем региона необходимы дополнительные меры. Необходимо развивать предпринимательство, активизировать инвестиционную деятельность», - заметил он.

«Потенциал у Дагестана большой, - полагает руководитель проекта Института посткризисного мира Сергей Побываев. – Учитывая природные условия региона, здесь может быть серьезно развита переработка сельхозпродукции. Мини-заводы позволят использовать вызревающий урожай, который сегодня просто некуда девать. В развитии нуждаются и другие традиционнее отрасли, такие как гидроэнергетика, транзит углеводородов, добываемых на Каспии». Несмотря на все трудности последних десятилетий, Дагестан сохранил промышленный потенциал, в том числе предприятия оборонного комплекса. Если найти для них заказы, то эти предприятия еще себя покажут. Но инвестиционно привлекательными могут быть и новые проекты, например, экологический туризм.

Здесь сконцентрированы избыточные трудовые ресурсы, очень высок процент молодежи. Молодые люди как раз и пополняют в первую очередь ряды безработных. Именно их рабочие руки должны найти применение на родине. Пока же значительному количеству трудоспособных жителей Дагестана приходится регулярно выезжать на заработки в другие регионы России или даже в Казахстан, где теперь на нефтепромыслах тоже неплохо платят.

Для развития как малого, так и среднего бизнеса необходимы серьезные капиталовложения. Но для инвестиций требуются гарантии в виде общественной стабильности, нужна политическая воля руководства. Поэтому региону нужен энергичный руководитель, который не только обладал бы значительным лоббистским потенциалом на уровне Федерации, но и способность сплотить региональные элиты в многонациональном Дагестане. Президент Медведев в своем выступлении обещал таким лидерам на Кавказе серьезную поддержку. Так что новому региональному руководителю времени терять будет нельзя – он просто обязан оперативно воспользоваться открывающимися возможностями.

Может ли стать таким руководителем действующий президент? 69-летний Муху Алиев имеет репутацию не коррумпированного человека, болеющего за свою республику. Он получил от своего предшественника тяжелое наследство, но сделал шаги в правильном направлении, начав борьбу с клановостью и коррупцией. Именно их назвал главными бедами Северного Кавказа в своем послании Д.Медведев. При этом особое внимание Президент РФ уделил выстраиванию качественных механизмов обеспечения государственной власти в регионе, в том числе важности роли команды эффективных управленцев.

Назначение нового президента республики может стать началом глобального проекта по наведению порядка и нормализации жизни как в самом Дагестане, так  и на всем Северном Кавказе. «Ведь Дагестан является ключевым субъектом в этом регионе, - полагает еще один регионалист Александр Филиппов. - Появление здесь нового сильного лидера сможет стать толчком к запуску процессов по реальной модернизации республики».

«Анализируя происходящие процессы, - считает Сергей Побываев, - приходишь к выводу: республике необходима фигура федерального масштаба и мышления, адекватно оценивающая как ситуацию внутри региона, так и четко представляющая себе задачи и ожидания, имеющиеся у федерального центра. Это должен быть человек с опытом управления, достаточно жесткий и цельный, но, с другой стороны, способный, при необходимости, на разумные компромиссы, - внеклановый управленец, ориентированным на решение задач, поставленных перед ним федеральным центром».

«Вы можете спросить пять человек в Дагестане о том, кого назначат, и каждый назовет свою фигуру», - говорят сами дагестанцы. Конечно, кроме части коррумпированной элиты, не желающей глядеть дальше своего носа, не заботящейся о будущем своей республики, люди хотят видеть в роли лидера, не связанного ни с одним из влиятельных кланов, много лет разворовывавших эту землю. Искать ли от добра добра? Менять ли руководителя, который показал свое желание изменить ситуацию в регионе к лучшему? Возможно, кто-то из «списка пяти» может предложить более эффективный курс модернизации, за которую ратует Дмитрий Медведев, окажется моложе и энергичнее. В конце концов, в последнее время молодой президент России при выборе региональных руководителей отдавал предпочтение не «политическим тяжеловесам», вроде свердловского губернатора Эдуарда Росселя. С другой стороны, как отмечали некоторые дагестанские парламентарии, в списке оказались и «случайные люди», которых в республике, скорее всего, не воспримут – за много лет они итак уже показали все, на что способны. Впрочем, как они сами утверждали в своем обращении к президенту РФ, Дагестан готов принять любой выбор Москвы. Между тем, все, кто следит за ситуацией на Северном Кавказе, сходятся во мнении, что затягивание вопросов с появлением свежих конструктивных сил в республике может крайне пагубно повлиять и на политическое, и на экономическое «завтра» Дагестана. Скоро мы увидим, кого Кремль считает соответствующим вышеперечисленным критериям.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).