Как сообщает "Интерфакс", подводя итоги совещания, полпред в унисон с президентом заявил, что необходимо срочно принять правовые акты, "чтобы хоть как-то закрепить на Дальнем Востоке то население, которое есть сейчас в регионе", а также "принять ряд мер, которые позволят привлечь в округ российских граждан из центральных районов России", и организованное привлечение в регион иностранной рабочей силы.
Правовые акты, о которых он говорил, это, в первую очередь, федеральный закон о миграции - детище самого полпреда. Как сообщалось в начале августа, Пуликовский завершил работу над проектом такого закона, разработать который ему было поручено в январе 2002 года.
Выбор для разработки этого проекта именно дальневосточного полпреда объясняется тем, что во вверенном ему регионе проблемы миграции достигли наибольшей остроты. Неудивительно поэтому, что законопроект получился с выраженным дальневосточным уклоном. По словам пресс-секретаря К.Пуликовского, он предлагает пути решения трех главных проблем: "как удержать российских граждан на Дальнем Востоке и Севере и как привлечь в эти регионы других российских граждан", "как привлечь на Дальний Восток граждан СНГ и Балтии, прежде всего российских граждан и русскоязычных лиц без гражданства", и "как использовать на российской территории иностранную рабочую силу".
Вопрос об иностранной рабочей силе - один из наиболее острых сейчас политических вопросов. Вокруг него в обществе разворачиваются серьезные дебаты, а между тем бритоголовые молодчики и просто неудовлетворенные собственной жизнью граждане уже пытаются решать его по-своему, не дожидаясь, пока государство внятно сформулирует свое отношение к проблеме.
25 июля в "Независимой газете" было опубликовано интервью Константина Пуликовского, в котором полномочный представитель президента четко разъяснил, почему он не поддерживает жесткие меры по ограничению въезда иностранных граждан на территорию РФ. По его словам, "прежде чем принимать какие-то меры, необходимо четко определить наши потребности и наши возможности", и в случае, если Россия просто не располагает кадровым потенциалом, способным удовлетворить те или иные потребности ее экономики, "есть смысл привлекать иностранную рабочую силу".
Это заставляет предполагать, что в части, касающейся иммиграции, проект Пуликовского окажется довольно либеральным и прагматичным, поскольку в его основу положена не ксенофобская боязнь "этносоциального перекоса", а в первую очередь, соображения обеспечения экономики края трудовыми ресурсами. В русле той же прагматической тенденции лежат и высказывания главы Федеральной миграционной службы МВД Андрея Черненко, который недавно так же четко обосновал как экономическую и демографическую, так и финансовую заинтересованность России в трудовой миграции.
Все это позволяет надеяться, что в борьбе за общую направленность Концепции миграционной политики Росси, победа останется не за приверженцами жесткой линии, образец которой демонстрируют власти Краснодарского края, которым удалось привлечь на свою сторону весьма влиятельных сторонников.
Еще одна идея полпреда Пуликовского - повысить привлекательность Дальнего Востока и Сибири для граждан России с тем, чтобы обратить вспять внутренние миграционные потоки, также получила полную поддержку президента, высказавшегося в том же духе 23 августа на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. В контексте объявленного тогда президентом курса на экономическое оживление региона, в частности, на ликвидацию самой больной его проблемы - энергетической, действительно можно ожидать улучшения качества жизни дальневосточников. Хотя на быстрый эффект рассчитывать не стоит.
Наибольшую же загадку в планах полпреда представляет то, с помощью каких именно правовых механизмов он рассчитывает "хоть как-то закрепить" на Дальнем Востоке несознательное население, ищущее сейчас лучшей доли в других районах страны. Как известно, 30 августа, общаясь в Казани с делегатами Третьего Всемирного конгресса татар, Владимир Путин выразился куда резче: "Государство будет категорически возражать против переселения людей любой национальности из регионов Дальнего Востока и Сибири в центр России". "Возражения" государства, предполагают, очевидно, некие запретительные меры, однако неясно, каким образом такие меры могут быть увязаны с конституционным правом на свободу передвижения.
Ожидается, что в октябре вопрос о демографической ситуации и регулировании миграционных процессов на Дальнем Востоке будет поднят на заседании Совета Безопасности, специально посвященном проблемам региона.