Правительство Москвы приняло решение избавиться от плавучих пристаней, которые закреплены у берегов Москвы-реки. Во вторник глава московского департамента транспорта Максим Ликсутов сообщил, что из государственного судового реестра уже исключен дебаркадер №602, который стоит на Космодамианской набережной с 2012 года, сообщает РБК. В этот же день начался демонтаж здания на воде, после чего его отбуксируют за черту города. Этот процесс затянется, так как собственник здания незаконно надстроил еще третий и четвертый этажи, на разборку которых уйдет дополнительное время, иначе столь высокая плавучая постройка просто не пройдет под мостом.
Объясняя причину ликвидации дебаркадеров, глава департамента транспорта отметил, что такие строения портят вид исторического центра города и загрязняют реку. «Многие из них работают как рестораны, сбрасывают отходы в реку, ограничивают доступ жителям города на набережную, они просто захламляют город», - приводит «Российская газета» слова Максима Ликсутов.
Процесс начался именно с дебаркадера на Космодамианской набережной, так как это строение заброшено уже в течение двух лет, и его состояние со временем становилось все более плачевным. «Когда в прошлом году начался ледоход, льдина пробила основание дебаркадера. Он начал набирать воду, накренился, и появилась угроза, что он потонет. Могла случиться экологическая катастрофа для города, под рекой коммуникации и метро» , - рассказал замглавы дептранса Дмитрий Савченко.
Проверке подверглись 42 столичных дебаркадера, по 8 из них были сформулированы заключения, что они находятся в аварийном состоянии, и есть основания для исключения их из реестра. Еще по 26 дебаркадерам уже составлены аналогичные предварительные заключения экспертов.
Война московских властей с дебаркадерами идет уже давно, и уже не в первый раз дело доходит до решения демонтировать строения на воде. В 2007 году мэр Москвы Юрий Лужков назвал дебаркадеры экологическими террористами, а в августе того же года в Серебряном Бору был демонтирован первый дебаркадер. Спустя еще месяц московские власти закрыли доступ, отключив воду и электричество, еще к нескольким дебаркадерам на Фрунзенской, Краснопресненской и Крымской набережных.
Однако Федеральная антимонопольная служба решила, что правительство Москвы нарушает закон о защите конкуренции тем, что создает препятствия для деятельности владельцев дебаркадеров, привлекая к этому унитарные предприятия «Мосводоканал», «Гормост» и Московскую городскую электросетевую компанию. Столичные власти были вынуждены отказаться от своего решения и планы по демонтажу дебаркадеров были отменены. Уже тогда, в декабре 2008 года, пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой заявил, что власти столицы не остановятся и будут продолжать борьбу с дебаркадерами до тех пор, пока все они не окажутся на приколе за пределами городской черты. Сейчас, спустя шесть лет, процесс по демонтажу дебаркадеров возобновляется.
Акватория Москвы-реки находится не в городском, а в федеральном подчинении, это делает ее застройку значительно дешевле, чем и пользуются предприниматели. Вообще плавучие пристани изначально во всем мире создавались для удобства проведения разгрузки судов и высадки пасажиров, однако со временем московские дебаркадеры стали площадками для ресторанов, отелей и офисов. Основная претензия противников таких строений заключается в том, что большинство дебаркадеров находится в историческом центре Москвы и портят его вид.
В разное время предлагались разные варианты использования акватории Москвы-реки. Три года назад, например, шел разговор о том, что к 2016 году в столице могут появиться около 200 «плавучих гостиниц». Их планировалось строить на базе старых барж и пароходов и размещать вдоль столичных набережных.
В 2012 году обсуждался вариант решения проблемы пробок и стоянок в Москве с помощью дебаркадеров. НИиПИ Генплана Москвы подготовило схему размещения в городе примерно 40 плавучих трехъярусных паркингов-дебаркадеров на Москве-реке, каждый из которых был рассчитан примерно на 100 машиномест. При этом планировалось, что часть из них будет размещена вблизи станций метро и вокзалов, что фактически сделает их перехватывающими. Места для размещения речных стоянок должны были быть выставлены на аукцион в 2013 году, однако по неизвестным причинам проект заглох.
Год назад на сайте департамента транспорта появился текст проекта, посвященного демонтажу дебаркадеров. В этом документе говорится о том, что дебаркадеры не вписываются в проект благоустройства набережных и вредят окружающей среде. К тому же они являются пожароопасными объектами, портят эстетический вид набережных и заражают реку отходами. Поэтому московские власти приняли решение запретить стоянку дебаркадеров вдоль набережных и демонтировать баржи с Фрунзенской набережной. Это должно было стать одним из этапов комплексного благоустройства набережных в центре города.