будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Страна

Дело не в гастрономе № 1

Дело не в гастрономе № 1
lkost
Леонид Костюков. Источник: Полит.ру

Начнем с малого – нарезка этого короткого сериала привлекала внимание. Будоражащее фантазию и память близкое прошлое. Гениальное мятое лицо Маковецкого. Нашумевшее дело директора Елисеевского с дистанции в четверть века. Кто был прав? Точнее – кто опередил свое время: допотопные коммерсанты или стальные борцы с коррупцией?

Впрочем, внутри самого художественного произведения амбивалентность выдерживается недолго. Мало-помалу сериал отчетливо мигрирует в жанр жития (чтобы не сказать кощунственнее и больше). Главный герой обретает ореол мученика и чуть не светится в кадре. Женщины, как одна, готовы омывать ему ноги. Союзники делятся на сохранивших верность и отвернувшихся. Один – согласно канону – гибнет перед ним, предвосхищая его успение. Среди врагов и гонителей один, самый симпатичный, смущается и покидает вражеский стан – чтобы, вероятно, проповедовать в дальнейшем на просторах соцлагеря скрижали рыночной экономики.

Даже колебание арестованного директора – сдавать или не сдавать своих высоких покровителей – в противоположных фазах парадоксально изображено одной краской. То есть сперва герой Маковецкого молчит, как герой (партизан, столпник), и недостойной речью гебешников не оскверняется его скорбный дух. Потом же начинает говорить – и тоже как герой. В итоге он оказывается изгнан и умерщвлен за правду.

Сам смертный приговор рудиментарно звучит в обновленной цивилизованной РФ. Мы не СССР, у нас маньяки и нацисты-убийцы получают пожизненный заслуженный отдых. В довершение всего, решение приговора осуществляется прямо в служебном автобусе, что мы, конечно же, воспринимаем не как буквальное свидетельство нравов эпохи, а как высокую условность, символ неправедности расправы.

Аминь.

Что ж. Помимо иронии, два спасибо авторам. Во-первых, безотносительно к тому, кто прав, а кто виноват, - за милость к падшим. Во-вторых, за четко артикулированную антипатию к гебне - с ее иезуитской риторикой, двойной моралью (замечательная вставная история о прощенном товарище-взяточнике), служебной вертикалью и фундаментально неясными целями.

Хорош или плох, сериал угодил в какие-то нервные узлы нескольких соседних эпох.

Давайте попробуем хоть в чем-нибудь разобраться, для начала исключив из рассмотрения одну точку зрения – правовую.

Потому что если посмотреть на ситуацию юридически, то здесь все ежедневно, уныло и обыденно нарушают закон. И дичь, и охотники. Очевидно, что речь идет о понятиях.

За каждым своя правда

Это было бы заманчиво, и поначалу в сериале казалось, что так и есть. Давайте попробуем преодолеть брезгливость и вообразить, какая же последняя позитивная правда стоит за капитаном-майором-полковником КГБ. К чему, так сказать, стремится его душа.

Допустим, он верит в идеалы светлого будущего и в настоящее как процесс построения этого светлого будущего. Допустим, его искренне раздражают люди, которые не хотят участвовать в процессе, участвуют вполсилы, имеют личные шкурные интересы и т.д. Не будем ухмыляться и кивать на советскую Конституцию с прописанными в ней свободами, в том числе – иметь свое мнение на любой счет и не строить светлое будущее. Мы начали с того, что попрали писаный закон. Итак, охрана спущенных сверху идеалов любой ценой и любыми способами. Согласитесь, пока получается что-то среднее между банальным лагерным охранником и его овчаркой. Необходимо добавить осознание,  критичность, интеллектуальный элемент. То есть вздохнуть и погрузиться в идеологию коммунизма (большевизма, марксизма).

Люди старшего поколения помнят броский тезис «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Нас, воспитанников кафедры математической логики, он особо веселил, поскольку мы знали: в противоречивой теории доказывается любое высказывание. Иначе говоря,

если учение всесильно (то есть с его помощью можно доказать и обосновать что угодно), то оно заведомо неверно и бессмысленно.

В осмысленном учении есть разумная доказательная ограниченность: оно доказывает только верные положения, и то зачастую не все. Именно за счет невсесильности учение различает истину и ложь. А всесильность превращает его в лучшем случае в забавную демагогическую игрушку. Некоторое время я смеха ради помнил обоснования того, что математика - партийная наука, и что покупательная способность рубля выше, чем доллара, а потом позабыл.

Кажется, сейчас – не смейтесь! - я вижу, в чем основное противоречие коммунизма. Оно – в двоящемся отношении к материальным ценностям как таковым. Это, пожалуй, близко к двоемыслию Орвелла, но немножко конкретнее.

Коммунизм

С одной стороны, учение коммунизма противопоставляет себя гнилому капиталистическому миру в рамках оппозиции «духовное – материальное». То есть буржуи погрязли в вещах, не знают уже, чего сожрать, какую тряпку напялить, как, словом, погрузить себя в эту разлагающую атмосферу сытости, роскоши и самодовольства. Поначалу эти попреки сопровождаются обвинениями в безудержной эксплуатации рабочего класса, образами рабочих, умирающих от чахотки, нищеты, голода и невыносимого труда. Потом эти образы бледнеют – по мере того, видимо, как американские рабочие обзаводятся личными автомобилями. Противопоставление идет уже по косвенным параметрам: вы там жируете, пока негры в Мозамбике голодают (стыдно, хотя прямой эксплуатации негров в Мозамбике не наблюдается). Основной тезис – этот вещизм, эта гонка за материальным благополучием плохи сами по себе.

Мы же предпочитаем здоровую аскезу, практически бескорыстный труд на благо новых поколений, неласковые условия целины, БАМа, Сургута, палаточные городки, 30 норм в шахте, трое суток подряд на бульдозере и т.п.

С другой стороны, марксизм содержит в себе чисто экономическую критику свободной конкуренции, рынка, указывает на кризисы, возникающие в рамках этой модели. Стихийной экономике противопоставляется плановая. Здесь уже мы находимся в рамках чисто экономического соревнования, и прибыль вроде как не зло, а критерий успеха. Более того, коммунисты позиционируют себя как материалисты и отрицают все, кроме того, что можно пощупать. В заключение, в качестве своей цели они избирают коммунизм – то есть абсолютное материальное изобилие, безудержное удовлетворение любых прихотей и потребностей.

Критически и всерьез относиться к этой каше невозможно. Если же выуживать из нее то, что нужно по ситуации, то система универсальна. Вот мы (казалось бы) отошли в сферу чистой экономики и практически продемонстрировали мощь рыночной системы в сравнении с плановой, скажем, заглянув по обе стороны Берлинской стены. ОК, но разве материальное благополучие – самоцель? Вот мы в бедной стране обнаружили человека, построившего в домашних условиях коммунизм. Казалось бы, логично начать его расспрашивать о методиках, а не расстреливать. Но парадокс в том, что строительство коммунизма в своем результате имеет собственное воспроизводство, то есть голожопое строительство коммунизма, а не коммунизм.

И чего боялись и что ненавидели по обе стороны железного занавеса строители коммунизма – так это зримые примеры коммунизма.

Вот человек живет согласно удовлетворению собственных потребностей. Он кто – коммунист? Нет. В лучшем случае (там) он элементарный буржуй, а у нас – вор в особо крупных масштабах и враг народа.

Возвращаясь к идеологии гебистов. Что получится, если СССР очистить от скверны инакомыслия, казнокрадства, коррупции и т.д.? Рай на Земле? Нет – убогий в экономическом отношении, лишенный мотиваций унылый трудовой лагерь от Балтики до Камчатки. Могли умные майоры КГБ этого не понимать в 80-е годы? Думаю, нет.

Не грехи ваши, а самая малость ваших грехов вопиет к небу

Но что мы все о грустном – о несимпатичных опричниках, цепных псах неприятного строя? Вернемся к образу мученика-директора, опередившего свое время.

Его грехи отчетливо подразделяются на две группы – незаконная добыча и реализация жратвы, а также двустороннее участие в коррупции. Мораль нашего времени настаивает на том, что первое – и не грехи вовсе, а свобода предпринимательства. Ну… разве что налоги надо платить. А вот коррупция, протекционизм – это действительно плохо. Вроде как одно способствует становлению рынка, другое – мешает. С другой стороны, если мы уж так далеко отошли от закона и ориентируемся исключительно по понятиям, наверное, чиновник, имеющий право разрешить / запретить, - тоже элемент рынка. И его подпись – товар. Стало быть, если уж мы все такие свободомыслящие, коррупция – составляющая свободного рынка. Да не оскудеет рука дающего…

Директор Елисеевского Беркутов голосом Маковецкого озвучивает смешные суммы. 1-й секретарь Московского горкома КПСС Гришин получил бесплатных заказов на 2.000 рублей за год. Ах, Господи ты Боже мой. Ну ладно, это еще те рубли. Ну, замените на доллары. Да на рядовом корпоративном фуршете сжирается заметно больше. Ну, ела горстка пожилых высокопоставленных партийных чиновников, что хотела. Не от этого рухнул Советский Союз. Давайте скажем прямо – сейчас практически любой мало-мальски успешный человек в мире ест что хочет – и мир не рушится. Давайте уж покаюсь публично, раз такие дела – даже я, не входя в миллион богатейших людей Москвы, ем что хочу. Ну, может быть, у меня плебейские вкусы.

Невиновен, Ваша честь. По понятиям - чист. А теперь подумаем без придыхания, что давал народу Елисеевский гастроном. Я-то прекрасно помню.

Хороший швейцарский сыр по 3.90. Тамбовский окорок по 3.60. И т.д. Эти деликатесы встречались отнюдь не в одном магазине. Была сеть (да-да!) «Диета» примерно с тем же ассортиментом. Была масса кулинарий. Были подобные Елисеевскому гастрономы. Помню, халву в шоколаде можно было достать только в гастрономе у «Ударника». В Елисеевском лично я не припомню эксклюзива.

Обобщая – никакой хозяйственной доблести не было в том, чтобы достать ветчину или антрекот в кулинарии по 37 коп. за 100 г. Вот хорошее мясо по твердой цене (2 рубля за килограмм) – другое дело. Тут надо было побегать и постоять. Или иметь волосатую лапу в мясном отделе самого обычного магазина.

Так что лично мне не очень виден тот алтарь, на который положил голову мятежный директор. Мне смутно в этой истории именно народное благо. А изъяв из сюжета торжественную нравственную подоплеку, мы находим обычную мафиозную балладу. При этом я в слово «мафиозная» не вкладываю особого оттенка осуждения, не больше, чем в слово «партийная». Такая оптика, такие понятия.

И тут, кстати, проявляется внятная сицилийская мораль: нарушил омерту (закон молчания) – получил пулю в затылок.

Легенда

Как на самом деле погорел могущественный директор, Бог весть. Сериал – негодный фактологический источник, а Википедия стыдливо молчит. Но ходила по Москве в ту пору легенда на эту тему.

Что якобы промышлял этот заслуженный деятель торговли, в частности, контрабандой черной икры. А сплавлял ее под видом селедки, в банках из-под селедки. И вот однажды партия таких банок по ошибке попала в магазин и была реализована как селедка.

Представляете – приносит советский человек домой банку селедки, открывает – а там черная икра. И 99 таких счастливчиков просто зовут соседей и устраивают небольшой пир. А 1 из 100 не ленится отнести банку в милицию, потому что он честный человек.

И прости-прощай.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).