будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Борис Березовский
Июль 15, 2025
Страна

Дело Парвуса

Дело Парвуса
parvus

При жизни, отчасти из-за Лондона, Бориса Березовского сравнивали с Герценом, сейчас Дмитрий Быков сопоставил его с Львом Троцким и, чуть позже, с Саввой Морозовым, можно мне тоже аналогию? Я тут вспомнил Александра Львовича Парвуса (Гельфанда).

У этого человека совсем плохая репутация, но тут много эмоций, и от большевиков (все же Лев Троцкий ухитрился напечатать ему – живому – некролог в газете), и наоборот (для Александра Солженицына, и не только, Парвус являлся центральной фигурой в деле доказательства происхождения большевиков от германского Генштаба). Сравнивая Бориса Абрамовича с Александром Львовичем, я меньше всего хотел бы использовать это для уничижения покойного. Меня тут интересует структурное сходство.

Да и потом, Парвус -- это довольно-таки величественная фигура. В 1900, кажется, году он заявил, что Россию ждет неминуемая война с Японией, Россия потерпит поражение и это станет началом революции, и с 1904, когда война началась, стал пользоваться репутацией гениального предсказателя. Так получилось, что он произвел на свет и Троцкого, и Ленина. Он придумал теорию «перманентной революции», которую Троцкий потом исповедовал всю жизнь, он же придумал тезис, что в России в силу неравномерности исторического развития задачи буржуазной революции должен решать пролетариат, причем в результате вооруженного восстания – это стало теоретической основой всей ленинской стратегии и в 1905 году, и потом, в 1917. Но и то, и другое он как-то походя придумал, похоже просто как изящное тактическое решение в обстановке споров с немецкими коллегами (те полагали, что без буржуазной революции России к пролетарской перескакивать как-то не по-марксистски). Он вывел Троцкого в вожди 1905 года, претендуя на роль его учителя. Главный его дарование -- талант переговорщика и уговорщика – он постоянно посредничал между большевиками, меньшевиками, немецкими социал-демократами, крупным бизнесом, немецким Генштабом – со всеми, придумывая самые причудливые комбинации, и до определенного момента ему удавалось прокручивать удивительные дела. После революции 1905 года, когда Горький поймал его на финансовых махинациях с партийными деньгами, он был вынужден бежать в Турцию, он там придумал теорию «империализма как высшей стадии капитализма», выделив колониализм как главный признак нового мирового порядка – это потом все переписал Ленин. Он же заявил о неизбежности империалистической войны за передел мира, но мало этого, сказал, что главная задача коммунистов – повернуть солдат из окопов против своих правительств и сбросить отжившие свое империи. Это потом и делали Ленин и Троцкий – «превратим войну империалистическую в гражданскую» – помните? И опять же, нет ощущения, что это было главное дело жизни Парвуса, это было что-то такое походя. Он как-то вписался в младотурецкую революцию с финансовой стороны, и на посредничестве между немецкими, армянскими (а это время геноцида!) и турецкими коммерсантами сделал себе огромное состояние. Но в Германии в 1915 году он-таки стал продавать эту свою идею повернуть солдат против правительств немецкому Генштабу – это при том, что имелось ввиду повернуть не только русских солдат, а всех, и немецких, и он, собственно, открыто об этом писал, но таки продал! Таки получил миллион рублей на устройство русской революции, и то ли спер эти деньги, то ли отдал Ленину. Похоже все же спер.

Он здорово нажился на войне, устроив посредническую фирму в Копенгагене, через которую гнал контрабанду в Россию, при этом революционеры, считавшие, что деньги идут на революцию, фактически были его торговыми агентами. По финансовым причинам он разругался напрочь и с Лениным, и с Троцким, и с немецким Генштабом, и с младотурками, к 1916 году русские считали его немецким агентом, немецкие социал-демократы – русским, некоторые – турецким, все вместе – вором, никто не хотел иметь с ним дела, но все имели!

После революции он был уверен, что Ленин позовет его министром финансов. Ничего не вышло, хотя это же он, он! -- как ему казалось, -- произвел его на свет. Он умер в Берлине, один, от инсульта, и таинственным образом оказалось, что к этому моменту все его состояние исчезло. С Лениным, которого породил – умер в один год.

Я думаю, параллелей и сходств столько, что это не нуждается в комментариях. Это был человек невероятной, кипучей энергии. Он очень быстро разговаривал, и все время размахивал руками, как писал Троцкий – будто боялся упасть. Он придумал массу вещей, которые потом прижились на десятилетия, например, в 1905 году он написал, что революционные массы, когда возьмут власть, не будут выплачивать долги царского правительство – и ровно это они и делали через 12 лет. У него не было одного важного качества. «Несмотря на инициативность и изобретательность его мысли, — писал о нем Троцкий — он совершенно не обнаружил качества вождя», -- он был слишком индивидуалистом, чтобы кого-то за собой вести, о ком-то печься, он легко продавал людей, позиции, взгляды – все это для него были только позиции в очередных комбинациях.

Он любил быть богатым, Лев Давыдович написал про него с некоторым удивлением, что Парвус c самого начала, с эпохи марксистских кружков 1890-х гг. в Германии, «был одержим совершенно неожиданной, казалось бы, мечтой разбогатеть», любил роскошно жить. По-моему, тут тоже похоже.

Мне тут кажется интересным вот что. Борис Абрамович Березовский строил капитализм, и поэтому его страсть к деньгам всем кажется естественной, хотя Демьян Кудрявцев совершенно прав, когда говорит, что в этой страсти было что-то странное. Ведь очевидно, что если бы его целью были деньги, он бы никогда не сделал того, что сделал, не поссорился бы с Путиным, а сидел бы тут у нас, в России, и мы бы не чувствовали разницы в том, кто владеет «Коммерсантом» -- он или осмотрительный и верный дружеским долгам Алишер Усманов. Но все же это нормально, желать быть богатым, строя капитализм. А вот удивление Троцкого можно понять – странно быть таким жадным до денег, делая коммунистическую революцию. Но, заметьте, и Парвус в своей страсти тоже оказался каким-то странным. Стоило успокоится миру, в который он с таким азартом играл – и он зачах, и денег не осталось.

В действиях Бориса Березовского есть одно неприятное свойство, на которое трудно не обратить внимание. Он совершенно не верил в то, во что говорил, хотя при этом очень верил в то, как действовал. Когда Березовский говорит о свободе и демократии, это немного неловко слушать. Он нанес удар по институту выборов, переизбрав Ельцина в 1996 и выбрав Путина в 2000, после двух этих экспериментов уважение к институту выборов в России может испытывать только розовощекий наивный младенец, лишенный избирательного права по малолетству. Это было тактическое решение, он это сделал походя, а теперь это закрепилось в основах нашего государства – неважно, как люди думают на самом деле, важно, как задурить им головы телевизором и как правильно посчитать тех, кого задурить не удалось.

После его войны с Гусинским, когда Первый канал махался с НТВ на глазах у пораженного населения, журналист в России стал существом глубоко презренным, и в самом деле, кому после этого придет в голову, что свобода слова – это ценность? Чья ценность? Вы в своем уме?

Это было тактическое решение, но оно закрепилось насовсем, и вопрос о свободе слова стал у нас вопросом о свободе пропаганды, а это совсем разные вещи. Он придумал, что парламент должен состоять из двух фейковых партий, правой и левой, и они должны изображать борьбу нанайских мальчиков, и это и будет парламентаризм. Это было тактическое решение, но с тех пор мы так и живем, вернее хотим жить, но один мальчик все время хиреет.

Значит ли это, что он ни во что из этого не верил? Ни в свободу, ни в демократию, ни в парламент, ни в уход от тоталитаризма – все фейк? А чего тогда хотел? Денег? А чего все растерял?

Значит ли это, что Парвус ни во что не верил? Ни в коммунизм, ни в пролетариат, ни в революцию, ни в освобождение рабочего класса – все фейк? А чего тогда хотел? Денег? А чего все растерял?

Кирилл Рогов на смерть Березовского написал прекрасную статью о «ренте переходного периода» -- я хочу дополнить. Кроме собственно экономических активов, которые зависают между двумя системами в момент перехода от одной к другой, и которые можно прибрать к рукам, есть еще одна вещь – система понятий, которые зависают там же. Все эти идеалы – свобода, нравственность, добро, зло, дружба, предательство, революция, демократия – они, конечно, не теряют своего значения, но мы хорошо понимаем, как влиял на них контекст предыдущей жизни, которая посыпалась к чертовой матери. Каждый же осознает, насколько наивными были наши представления о свободе и демократии в каком-нибудь 1987 году, каждый осознавал, какими наивными были представления о государстве освобожденного труда образца 1903 года, наблюдая за Совдепией в 1923. Но некоторые осознают это гораздо быстрее. Они остро ощущают, насколько относительна вся система координат, в которых осуществляется рефлексия любого действия. А если это так, тогда как мерить эффективность этого действия? В чем?

Мне кажется, что значимость денег резко возрастает именно в этот момент. Для людей такого авантюрного склада они становятся мерилом эффективности действия. Вот трудно сказать, насколько ты продвинулся к демократии, если ты понимаешь, насколько наивны всеобщие представления о ней, но это легко посчитать, если мерить в деньгах – я продвигаюсь к демократии со скоростью один миллион долларов в день. Или двигаюсь к пролетарской революции со скоростью десять тысяч в день – тот же миллион с поправкой на инфляцию. Уже очень далеко продвинулся – на целый миллиард. По ходу дела можно продать и саму демократию, но имея ввиду в дальнейшем обратно ее купить – тут важна скорость оборота. То, в чем считаешь, отчасти воздействует на то, что считаешь, но лишь отчасти – направление движения остается. И именно поэтому деньги оказываются совершенно не нужны, когда ты перестаешь двигаться. Стоишь с линейкой, а мерить нечего.

Тут проблема, потому что таких людей очень трудно понять – то, чем можно понимать, систему понятий, они отменили, а деньги, на которые они это поменяли, куда-то испарились. От них ничего не остается – все забирают их наследники, которые превращают мгновенные комбинации их ума в железобетонные схемы государственного устройства. Остается только ощущение скорости движения – неизвестно куда и зачем, но с головокружительной быстротой, миллион в день. Яркость и острота жизни, измеренная в денежных единицах.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).