будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Дело статистов

Дело статистов
98_01

20 февраля Георгий Сатаров представил исследование «Что будет с Россией», в котором огромное множество экспертных мнений о перспективах кризиса в России в период до 2008 года были обработаны статистическим образом. В частности выяснилось, что почти все видят в качестве первой проблемы «кризис управления» и буквально все эксперты считают, что в течение года «на территории России за пределами Чечни» произойдут теракты. Всем понятно также, что к 2008 году у нас будут крупные политические проблемы, но тут эксперты рисуют разные варианты и имеют разные мнения.

В каком смысле усредненные, среднестатистические мнения вообще интересны? Понятно ведь, смыслом обладает единичное мнение, и смысл экспертного знания не в том, что оно массово, а в том, что оно знание. Кажется, для Георгия Сатарова математическо-статистические изыски были только способом собрать под одной крышей разных людей и право-левых, и кремлевских, что само по себе хорошо.

Но я думаю также, что усредненная статистика, бессмысленные графики и таблички – это угрюмый символ нашей эпохи. Обратите внимание хотя бы на постоянно обновляемые красивые слайды экономического советника президента Андрея Илларионова про экономический рост в сотне стран за сотни лет. Андрей Илларионов обычно дает самые эффектные шоу с усредненными данными, но и другие эксперты и чиновники тоже пытаются не отставать.

И это – беда. И экспертное сообщество, и политика не работают, если они анонимны. Если в стране нет людей, на особое, уникальное, единичное мнение которых можно положиться, то страна хиреет. С экспертами, правда, проще. Когда умный человек задумывает какое-нибудь важное дело, то он не заказывает разным специалистам разные исследования, чтобы потом просто усреднить мнения. Он работает с каждым человеком знания отдельно, докапываясь до логики, до оснований суждения, выискивая промахи и пробелы, в общем, устраивает ситуацию критического обсуждения. Но при этом решения принимает тот, кто будет делать дело, а не статистическая машина и не статист. Это единственно возможная культура и в науке, и в бизнесе, и в госуправлении.

На прошлой публичной лекции в Полит.ру научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев анализировал перспективы реформ тоже с помощью «объективной» статистической информации. Причем специально, чтобы не создавалось впечатление, что он «продавливает» свои убеждения. Понимаете ли, про Михаила Дмитриева, например, точно известно (как и про еще некоторое количество людей работающих или работавших на высоких чиновничьих должностях), что он - сильный экономист, человек деятельный и убежденный, и что он не участвовал и не участвует в охоте за собственностью. Поэтому для меня лично его мнение, логика и позиция ценнее, чем самые заковыристые статистические иллюстрации.

Но ситуация в политике такова, что почему-то востребованным оказывается обобщенное, стерилизованное мнение, чтобы не дай бог никто не подумал, что ты «продавливаешь» свою личную позицию.

Говорят, что единственный политик в нашей стране – это Владимир Путин. Но и это не совсем верно. Потому что наш президент – это не то чтобы политик, а единственный легитимный символ государственности. Понятно ведь, что решение о реформе льгот принималось в Кремле и не без ведома Владимира Путина. И если бы он был политиком, то столь важное решение он бы сам объявил перед народом, сам бы ответил за политическое управления реформой, объяснился бы при провале предприятия. Однако ничего этого не произошло, а вместо этого образовалась неприличная возня с переводом стрелок на «либералов, подставивших президента» и на Михаила Зурабова, который тоже ведет себя как технический исполнитель.

Когда мы обсуждали интервью министра образования и науки Андрея Фурсенко журналу «Эксперт» (редкую попытку высших чиновников России объясниться по поводу замысла социальных реформ), то пришли к заключению, что нынешний министр существенно более здравый, чем его предшественник. Но это мало, что меняет. Андрей Фурсенко вообще не обсуждает своих нынешних и будущих действий, настаивая лишь на том, что изменения будут происходить мягко.

Причем именно реформа образования (по нашим данным медицинскую реформу решено притормозить) вышла сейчас  первый план, но решено проводить ее так, «чтобы не было как со льготами». Иными словами тактика проведения изменения в сфере образования подразумевает логику технических действий, небольших улучшений, а не «большой» реформы. Однако правительство заранее готовится к студенческим протестам. О чем, в частности, говорит факт недавнего выступления Андрея Фурсенко перед «сурковским» движением «Наши».

Сейчас идет процесс закрытия вузов и укрупнения образовательных учреждений – но в выступлениях министра нет ни слова о смысле этих, уже совершаемых действий. Зачем и кому нужно укрупнять университеты и создавать "университетские округа"? Министр говорит, что для ранжирования вузов (20 вузов высшей категории, 200 бюджетных вузов и балласт) будет привлечены внешние квалификационные советы не из министерства и не из вузов, и это – правильно. Но только неясно, министр высказал усредненное мнение или он сообщил о своем плане действий, за который он лично отвечает.

Понятно, что, затевая такой мощный процесс, можно было бы одновременно решать не только бюджетные проблемы, но и многие другие. Например, вузы, прошедшие в число избранных национальных учреждений, могли бы получить не только дополнительное финансирование, но и обязательства – например по системе отбора лучших абитуриентов со всей страны и по переделке системы вступительных экзаменов, по обновлению преподавательского состава ресурсами лучших академических институтов (например, по критерию индексов цитируемости преподавателей).

В сфере образования есть несколько групп влияния и давления, и управлять этим можно только политически. Но поскольку политиков нет, то все пойдет с никем не управляемыми последствиями. Реформа под видом технических действий от реформы отличается тем, что за первое никто не ответит. И, конечно, управлять никто не сможет: если ты укрупняешь и сокращаешь вузы, а говоришь, что просто надо "дать возможность молодым людям через систему образования стать успешными в успешной стране", то появляется двоемыслие. То же самое, если говоришь о необходимости приоритетов, а приоритеты сам не знаешь. А там где есть двоемыслие и нет политиков - там есть место саботажу и частным интересам.

Понятно, что катастрофический дефицит политиков в стране связан с порочной практикой административной централизации, которая лишает и саму административную систему опоры и устойчивости. Но есть и другая сторона вопроса – почти никто и не пытается стать политиком. Михаил Арсенин любит иллюстрировать ее цитатой из “Крестного отца” Марио Пьюзо:

- У него настоящие яйца? 

– Хагену пришлось поразмыслить над тем, что имеет в виду Дон…. Способен ли он поставить на карту все, может ли он рискнуть всем своим состоянием ради принципа…?

- Ты спрашиваешь, сицилиец ли он? 

– Дон радостно закивал головой.

– Нет, – сказал Хаген, – он не сицилиец.

Беда таким образом не в том, что у нас любят статистику, а то, что даже самые важные реформы у нас - это дело статистов.

См. также:

  • Арсенин: Фурсенко. Миссия невыполнима дважды
  • Лейбин: Последняя реформа Путина
  • Лейбин: "На баррикады мы все пойдем..."
  • Интервью с Андреем Фурсенко
  • Нуреев: Бушующие 00-е
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).