будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЮКОС
Июнь 18, 2025
Страна

«Дело ЮКОСа»: Как победить гэбиста и при этом не стать им

Теперь у нас каждая среда в стране – судный день: мы без интереса наблюдаем за тем, как постепенно Басманный межмуниципальный становится “малютиным прокурорским судом”, и ждем, когда и чем это кончится. Это – в смысле вопиющей ерунды – может и не кончится, хотя мелкий прогресс и наблюдается: вчера в ответ на рассмотрение жалобы адвокатов компании “ЮКОС-Москва” прокуратура почему-то не стала одновременно проводить новые обыски.

Благодаря усилиям Генпрокуратуры и ее заказчиков главные политические темы сезона обсуждаются в рамках наезда на ЮКОС. Однако одно это обстоятельство не делает сами темы неважными и недостойными содержательного обсуждения. Более того, выиграть в этой ситуации бизнес может только в том случае, если на порядок повысить уровень честности в таком обсуждении, даже если это грозит некоторыми проблемами в отношениях с гражданами. Проблемы можно решать, а катастрофу можно только пережить или не пережить.

Пока в общественном мнении проявились три темы, каждая из которых обсуждается почти всеми участниками, мягко говоря, не искренне, что, конечно, выгодно силовым пиарщикам, потому что можно оставаться на уровне сермяжной агитации и малообоснованных догадок на тему, кто когда воровал, а кто когда маузер чистил.

Первая тема – политические цели и политические возможности участников конфликта, прежде всего крупного бизнеса и корпорации силовиков. Прокуроры и их заказчики пытают создать впечатление, что они представляют государство. Олигархи – что представляют бизнес и политика их “до 2007 года” (как заявлял до всего Михаил Ходорковский) не интересует. И то, и другое – неправда. Всем почему-то легче обсуждать проблему власти в координатах “царь-бояре”, а народ, как считают политтехнологи, бояр не любит, поэтому одни пытаются убедить всех, что они не бояре, а царские холопы, а другие – что всего лишь купцы. Отсюда вытекает вторая тема – тема грядущей якобы реприватизации. За что боролись, на то и напоролись, потому что в этой монархической схеме экспроприация вообще-то явление логичное: “царь дал – царь взял”. Но в реальности такой повестки дня перед страной не стоит: никакой реприватизации не будет и быть не может. Реприватизация как политическое действие могла бы быть только национализацией, что предполагало бы объявление политическим классом таких целей и их планомерное выполнение. На самом деле такой политикой в нашем случае и не пахнет – даже если бы такие цели и были поставлены, они были бы невыполнимы, потому что отсутствует субъект, способный осуществить это. Максимум, о чем может идти речь, – о продолжении той же приватизации только другими средствами, причем еще менее приемлемыми, чем в 1993–1994 годах. Даже если гэбист возглавит какую-либо нефтяную компанию, то он будет всего лишь очередным олигархом, просто в погонах. Если бы общество это ясно понимало, то никакой особой поддержки действий Генпрокуратуры и не было бы.

Но поскольку это не так, то возникает следующая тема – вопрос о справедливом или несправедливом распределении нефтедолларов и вообще доходов от использования национальных богатств. Вроде царь все хочет поделить наши деньги по-честному. Из этого заблуждения и придется все раскручивать обратно. Именно в этом последнем пункте и сидят частично приватизированные кремлевскими группами левые типа Сергея Глазьева. Поскольку этот товарищ и не скрывает, что замгенпродюсера ОРТ Марат Гельман предлагает “Конгрессу русских общин” разнообразные предвыборные ходы, то можно ожидать, что это тема будет телевизионно важной в период борьбы. Она же – антиолигархическая песнь. Поэтому для бизнеса не очень приятно, но полезно всерьез начать дотошно обсуждать с обществом свои миллиарды и копейки. Для нефтяников это сегодня не такая опасная тема, как в 1998 году, когда были долги перед бюджетом, а цены на нефть – небольшие.

История вопроса такова: в 1999–2000 годах Счетная палата и налоговики озаботились растущими доходами нефтяников. Налоговики стали применять оценки ухода от налогообложения, исходя из доли налогов в стоимости 1 тонны нефти для разных компаний. И сразу возникло много разночтений – оценки нефтяников и налоговиков различались в разы. Тогда же были громкие разбирательства, в частности, с “ЛУКойлом”, которые достаточно быстро закончились к обоюдному удовлетворению (показатели почти сошлись), все последние годы доля налогов в доходах от реализации нефти очень динамична росла и достигла в 2002 году 37%.

Счетную палату больше всего волновал вопрос о так называемых “трансфертных ценах”. Дело в том, что по сложившейся и вполне законной практике добывающие компании продавали нефть обычно своим же структурам по заниженным ценам, а те уже сами или еще через ряд посредников продавали нефть конечным потребителям по максимально высоким ценам что позволяло минимизировать налогообложение. Но тут нужно понимать, что вопрос о трансфертных ценах – это не вопрос чей-то нечестности и законности, а вопрос как раз справедливости. Глупо требовать от нефтяных компаний продавать на внутреннем рынке по мировым ценам – это бы убило промышленность. Но и делать по сути произвольной в широких пределах долю налогов тоже глупо. На самом деле вопрос о трансфертных ценах – это был технический повод для политического разговора с олигархами о приемлемой ренте с нефтяной отрасли. Насколько я понимаю, такой разговор в какой-то форме произошел, по крайней мере сейчас открыто декларируемые нефтяными компаниями совокупные доходы от реализации в 2002 году удивительно соответствуют мировым ценам на нефть. Нефтяники в целом продали нефти на 57 млрд. долларов (цифра того же порядка, что и бюджет РФ), при этом реализовали примерно 2770 баррелей, что почти соответствует цене на российскую нефть на мировых рынках.

Это, конечно, не значит, что какая-то часть прибыли не была спрятана и что схемы минимизации налогов не действуют – это только означает, что в целом по отрасли возникло относительное согласие с государством на предмет того, сколько бюджет должен получать в зависимости от цен на нефть. Но это и естественно – от бизнеса нельзя требовать альтруизма, от него нужно требовать справедливых налогов. Однако эта договоренность заключается вообще без граждан, которые продолжают не знать ничего ни про баланс нефтянки, ни про бюджет, и общество не имеет возможности обсуждать справедливость этого соглашения и, например, что нам важнее – пенсии сейчас или инвестиции (10 млрд. в 2002 году), которые способны увеличить добычу и произвести эффект в будущем.

Вообще-то, этот разговор нужен обществу, и договоренности с большими корпорациями можно и нужно уточнять. Бизнес будет говорить, что ему нужны средства для инвестиций и внешнеэкономического влияния, а общество, скажем, что ему нужны деньги на медицину. Разговор неприятный, но здравый.

Но его нет. А если бы он был, детальный, с точностью хотя бы до бюджетных статей, то отпал бы вопрос о реприватизации и царях и боярах. Когда обсуждается собственные деньги – тут не до абстрактной философии и не до гэбистов, которые если получат деньги, то точно обсуждать их с обществом не будут, а сразу пустят на свои проекты мирового масштаба, а население куда-нибудь тоже бросят.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).